search
main
0

Навигаторы и Интернет географию не отменяют

В течение двух октябрьских дней в Москве работал Всероссийский съезд учителей географии, организаторами которого стали Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, географический факультет МГУ, Русское географическое общество и Всероссийская ассоциация учителей географии.

Другие делегаты сами просили не называть их имен, мотивируя это тем, что им еще работать и работать, а за критику можно ответить Их скептицизм по отношению к съезду был основан на полной потере доверия к руководителям системы образования, которые как будто специально игнорируют всероссийские съезды учителей-предметников, посещая, однако, всевозможные политические тусовки и малозначимые совещания Впрочем, добавляли они, нет худа без добра Ведь если это мероприятие проводит Российское географическое общество, возглавляемое министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу, а председателем попечительского совета этой организации является Владимир Путин, то есть все основания надеяться на лучшее Ведь в образовании у нас сейчас поистине чрезвычайная ситуация… провел Вадим Мелешко

Фонвизинский Митрофанушка считал, что знать географию необязательно: куда нужно, отвезет извозчик. Сегодня не только дети, но и взрослые не стремятся приобретать географические знания – есть навигаторы, такси, самолеты и Интернет, где всю информацию можно найти в течение нескольких минут. Такое отношение к науке наук, как считают педагоги, приводит к курьезам: например, автор учебников по географии Владимир Максаковский рассказал, что на телепередачах участники и ведущие делают огромное количество ошибок. Декан географического факультета МГУ Николай Касимов искренне сожалел, что издательства экономят на научных редакторах, в результате многие проблемы преподавания географии в школе связаны с низким уровнем качества учебников, подчас содержащих до 100 ошибок, они скучны, это своего рода справочники, которые к тому же иногда содержат немало устаревших сведений, именно поэтому РАН не рекомендует к изданию значительное число учебников по географии.

Эти и другие факты неправильного отношения к географии были приведены во многих выступлениях на съезде, участники которого обсуждали состояние и перспективы развития школьного географического образования в контексте основных принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Этот съезд самым существенным образом отличался от предыдущих учительских съездов, проходивших в МГУ.

Во-первых, его провели в главном здании университета в непосредственной близости от географического факультета, где до начала прошли заседания ученого совета Русского географического общества и УМО по педагогической географии. Такой серьезный старт во многом предопределил ход съезда.

Во-вторых, съезд состоялся в Культурном центре МГУ, реконструкция которого завершилась совсем недавно. Хоть и сложно проводить аналогии, но для коллектива преподавателей и студентов университета это событие почти как открытие Большого театра, ведь в уютном зале центра на протяжении многих лет проходили замечательные события, на его сцене дебютировали питомцы МГУ, ставшие в дальнейшем известными деятелями культуры и искусства, здесь встречались со студентами выдающиеся ученые.

В-третьих, это был первый из прошедших съездов, на котором не стоял вопрос о создании ассоциации – такая общественная организация учителей географии была создана 15 лет назад и уже накопила значительный опыт работы. Ассоциацию возглавляет профессор, доктор наук и учитель географии московской школы №1306 Александр Лобжанидзе, который посвятил свое выступление роли профессионального сообщества в реализации задач географического образования. Александр Александрович порадовался, что за 15 лет ассоциация провела множество научно-практических конференций в регионах, в Москве и Питере, но попенял коллегам, что маловато они вносят предложений по различным поводам, а между тем именно профессионалы могут многое изменить и в преподавании, и в отношении общества к географии. Исправлять есть что, и об этом очень серьезно говорил в своем докладе ректор МГУ, академик РАН Виктор Садовничий: «География в этом контексте среди остальных школьных предметов оказалась в сложном положении. Традиционно в предыдущих проектах стандарта, в том числе и второго поколения, она относилась (и отнесена в нынешнем стандарте) к блоку общественных дисциплин. Но по сути (да и само слово «география» на это указывает), этот предмет стал наукой о Земле. Да, за рубежом существует так называемая гуманитарная география, которая действительно относится к циклу общественных дисциплин. Но в условиях российского образования география на две трети состоит из курсов, являющихся науками о Земле. И речь идет не только о естественно-научных знаниях, но и о методах преподавания географии. К примеру, в стандартах отсутствует такая важная часть учебного процесса, как практикум, который в первую очередь необходимо сделать неотъемлемой составляющей школьного географического образования. К сожалению, практика дальних походов и экспедиций школьников по родной стране канула в Лету, отсюда и снижение интереса к практической составляющей географии. К проблемам следует отнести и недооценку предмета «География» как такового. В старших классах основное внимание уделяют предметам, важным для поступления в вузы, а среди них география – явный аутсайдер. Между тем география XXI века – одна из основных наук об окружающей среде, необходимых для решения глобальных, региональных и локальных экологических проблем, это единственный школьный предмет, реализующий междисциплинарный подход, интегрирующий знания естественных и общественных наук».

Знаменательным было участие в съезде учителей президента Русского географического общества, министра МЧС Сергея Шойгу. (Как известно, попечительский фонд РГО возглавляет сам Владимир Путин.) Министр продемонстрировал в своем докладе глубокое знание проблем школьного географического образования, отметив, что «Русское географическое общество всегда уделяло внимание повышению престижа географии, ее статуса в школе. Школьную географию члены РГО, а среди них было много выдающихся ученых, всегда рассматривали как фундаментальную основу для высшего образования и отечественной географической науки». (В фойе, где были представлены различные издательства, СМИ, а среди них в первую очередь «Учительская газета», изучая стенды РГО, можно было убедиться, как в самом деле серьезна поддержка, которую оказывает общество школам. Множество грантов помогали ребятам отправляться в экспедиции, вести исследования, изучать свою Родину.)  Сергей Кужугетович напомнил, что сразу после победы СССР в Великой Отечественной войне вышло постановление правительства «О преподавании географии в начальной и средней школе», в котором были намечены конкретные меры, предусматривавшие широкое распространение географических знаний во всем советском обществе, развернутая и комплексная программа географического образования в самой школе: «В соответствии с постановлением преподавание географии вели вплоть до седьмого класса школы, на географию выделяли семнадцать часов в неделю, предусматривали организацию многочисленных кружков и секций для внеклассных географических занятий, было создано также Издательство географической литературы, выпускавшее как специализированные книги и справочники, так и обширную познавательную литературу для юношества. Но в 90-х годах в явном загоне оказалась школьная география, оттесненная на обочину среднего образования».

Сергей Шойгу посетовал, что все меньше выпускников школ выбирают географию для сдачи ЕГЭ, по его мнению, это связано с невостребованностью важного школьного предмета среди дисциплин, необходимых для поступления. Отрадно, что Шойгу ознакомил участников съезда с намерениями РГО: «Мы готовы подключаться к решению конкретных вопросов школьного образования. Мне известно, например, что в школах не хватает географических пособий – карт, атласов, справочников и других необходимых для полноценного образования учебных материалов. Некоторые из них содержат устаревшую, а подчас и неверную информацию, что, естественно, надо исправлять. При непосредственном участии РГО в настоящее время реализуют проект «Новые карты России». Мы готовим к изданию серию комплексных региональных атласов. Эти материалы обеспечат образовательные учреждения, да и всех заинтересованных граждан актуальным картографическим материалом. Русское географическое общество также помогало и будет помогать педагогам-энтузиастам, занимающимся проведением всероссийских и международных олимпиад по географии для школьников. Нам приятно, что это дает свои результаты. В 2011 году российская команда достойно проявила себя на международной арене, получив золотую медаль на международной олимпиаде в Сан-Франциско. Другое важное направление – содействие Русского географического общества разработке современных стандартов образования. Вместе со специалистами, преподавателями средних школ мы готовы обсуждать как настоящее, так и будущее школьной географии, ее ориентиры и перспективы. И не только обсуждать, но и участвовать в реализации совместных программ, направленных на улучшение качества обучения и повышение географической культуры как учащихся, так и всего населения страны. 80 тысяч преподавателей географии, работающих сегодня в школах, – это большая сила. Они многое могут сделать для улучшения образования и воспитания подрастающего поколения, тех, кто завтра будет определять будущее нашей страны».

Еще одним отличием этого съезда от прежних стало проведение одного за другим нескольких тематических пленарных заседаний, которые стали своеобразным повышением квалификации учителей, поскольку перед ними выступали очень известные ученые и педагоги. В первом тематическом заседании «Современная география и географическое образование» чрезвычайно интересным было выступление Владимира Максаковского, который проанализировал реформы образования, проследил их связь с качеством изучения различных школьных предметов, в том числе географии. Владимира Павловича зал приветствовал стоя и до, и после выступления: он с трудом дошел до трибуны, но стоял за ней твердо и прочно, ясность мысли и точность формулировок были необычайными.

Для пленарного заседания «Современное состояние географической науки» были приглашены интересные люди: директор

ИГРАН, вице-президент РГО Владимир Котляков, сенатор Валерий Сударенков и директор Гидрометеорологического научно-исследовательского центра Российской Федерации Роман Вильфанд. Их выступления были очень значимыми. Котляков говорил о географии как о важнейшей науке об окружающей среде, Сударенков – о ландшафте в формировании географической культуры школьника. Но самым неожиданным было выступление Вильфанда, который рассказал о гидрометеорологии, что нынче может дать школьникам много практических знаний и навыков. Кстати, Роман Вильфанд напомнил, что когда-то на территории школ были небольшие метеостанции и школьники могли наблюдать за изменениями в климате. Конечно, хорошо было бы снова установить такие станции, но есть проблемы: первая – где найти на это деньги, вторая – как найти время в расписании на такие занятия, если на географию часто отводят всего один час в неделю, третья – как защитить станцию от вандализма.

Третье пленарное заседание, посвященное проведению олимпиады школьников по географии и проблемам географического образования в РФ, предшествовало заседанию множества секций. Участники секционных дискуссий высказали свое мнение о современных технологиях и методах географического образования, содержании и стандартах, о практических составляющих образования, его информатизации и качестве, а также о педагогическом образовании, повышении квалификации, профессиональных сообществах учителей географии. Они внесли предложение о том, что наряду с предметом «История Отечества» должен быть и предмет «География Отечества».

Завершило съезд еще одно пленарное заседание – «Общественная миссия географии», на котором участники съезда подвели итоги работы съезда и наметили планы работы ассоциации.

Оправдает ли съезд возложенные надежды?

Опрос после съезда

“Надо чаще встречаться”. Эта фраза, пришедшая к нам из какого-то рекламного ролика, более всего подходит к мероприятиям, аналогичным Всероссийскому съезду учителей географии. Впрочем, аналогий тут не так уж и много, поскольку собрания такого уровня у нас проходят сравнительно редко. То ли потому, что съезжаться со всех концов нашей необъятной страны педагогам сложно и накладно, то ли потому, что практический выход от подобных встреч далеко не для всех очевиден…

По словам ректора МГУ Виктора САДОВНИЧЕГО, человечество не придумало более эффективного механизма выработки коллективной позиции в сфере образования и науки, кроме как конференции, встречи и площадки. Все это так. Но все ли участники съезда столь оптимистичны, и верят ли они в то, что встреча, проходящая на столь высоком уровне, действительно поможет решить проблемы преподавания отдельно взятого предмета и образования в целом?

Ирина ШИПИКОВА, учитель географии школы №3, Можайск, Московская область:

– Интересно увидеть и пообщаться с людьми, о которых я знаю только из газет и учебников. Интересно высказать свое мнение, обсудить ситуацию. Чего-то судьбоносного от съезда не жду, я трезво смотрю на жизнь и ищу здесь прежде всего то, что можно использовать в своей работе.

Людмила ПЕЧКАЗОВА, учитель географии лицея №7, Саранск, Республика Мордовия:

– Я надеюсь, что съезд поможет возродить в нашем обществе интерес и уважение к географии как науке и предмету. К сожалению, отношение к ней в школе весьма второстепенное, так сказать по остаточному принципу, поскольку все внимание уделено математике, русскому языку, физике и так далее. И уменьшение количества часов яркое тому доказательство. Но ведь без географии просто невозможно воспитать патриота, поскольку на уроках дети изучают нашу страну, ее безграничные богатства и возможности, население и многое другое. Я искренне надеюсь, что руководители Минобрнауки услышат нас и изменят что-то в системе преподавания. Потому что за один час в неделю обучить такому сложному и интересному предмету на высоком уровне невозможно.

Малика МАХМАЕВА, учитель географии школы имени Абузара Абу-Алиевича Самбулатова, Кошкельдинское сельское поселение, Гудермесский район, Чеченская Республика:

– Я надеюсь, что после этого мероприятия все-таки будут какие-то изменения в лучшую сторону. Потому что в последнее время статус нашего предмета очень сильно упал. Также здесь можно перенять очень много полезного от своих коллег из других регионов, поделиться опытом. У нас весьма остро стоит вопрос оснащения хорошими, качественными учебниками, поэтому мне здесь очень интересно пообщаться с представителями различных издательств, ознакомиться с их продукцией. А поскольку мы начали работать по новым стандартам, нам всем нужна методическая литература, которая помогла бы делать это более грамотно.

Андрей СТАХЕЕВ, учитель географии, биологии и химии, Сызрань, Самарская область:

– От съезда я жду, конечно же, резолюции, а также общения. Думаю, что мероприятие пройдет столь же плодотворно, как и прошедший летом съезд учителей биологии. Правда, никаких изменений с тех пор еще не произошло, но, будем надеяться, они когда-нибудь наступят. Хотелось бы верить, что поставка в мою школу класс-комплекта ноутбуков стала реакцией нашего руководства на это мероприятие. Что же касается этого съезда, то тут налицо положительные сдвиги: в прошлый раз от Минобрнауки здесь не было никого, а сейчас целый заместитель, который зачитал поздравление самого Фурсенко.

А вообще-то грустно. Налицо явное проталкивание каких-то идей, угодных небольшой группе руководителей, и мнение большинства педагогов тут абсолютно не учитывается. Более того, издевательства над учителями только усиливаются, наблюдается явная травля, педагогов обвиняют в чем угодно, от воровства и рукоприкладства до педофилии, заставляют предоставлять какие-то справки, доказывать, что ты не был судим. А уж что касается уймы никому не нужной писанины, которая мешает работать…

Владимир АЛЕКСЕЕНКО, академик РАЕН, доктор геолого-минералогических наук:

– География должна вернуть себе статус одной из ведущих наук. И это не простое пожелание, а требование, которое диктует сама ситуация. Посмотрите, что ни день, то сводки новостей – здесь торнадо, тут землетрясение, там сель, есть человеческие жертвы. А ведь всего этого можно было бы избежать, если бы мы более внимательно изучали закономерности движения воздушных масс, течений, тектонических плит. На мой взгляд, географию растаскивают по кусочкам – что-то взяли историки, что-то преподаватели ОБЖ, что-то биологи. Но это неправильно, география – наука целостная, и ее нужно изучать комплексно! При этом та же история, биология, химия, ОБЖ без географии немыслимы.

Хочется верить, что после съезда что-то изменится – как в системе образования, так и у нас в стране. Конечно, жаль, что министра образования здесь нет. Хотя… Может, оно и к лучшему?

Марина ВЛАСОВА, председатель городского методического объединения учителей географии, г. Жуковский, Московская область:

– Мы надеемся, что этот съезд повлияет на те решения, которые министерство принимает относительно преподавания географии, содержания предмета, нормативно-правовой базы. У нас все еще сохранился оптимизм, и мы верим, что там, наверху, наконец-то поймут: нельзя научить любить Родину, не зная ее. А география как раз и помогает людям узнать больше о стране, в которой они живут. Мы все-таки надеемся, что наши руководители не допустят уничтожения географии как предмета, хотя в последние годы как будто целенаправленно к тому и идет. У нас ведь даже карты не менялись с советских времен, а в школе денег нет на приобретение новых, современных. Как можно учить детей предмету, не имея под рукой карты России в ее современных границах, или пользуясь иностранными картами, где границы нанесены совершенно произвольно? До сих пор нет учебников по региональному компоненту. Налицо острый кадровый голод. И так далее, причем все проблемы взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Поэтому нам так интересно пообщаться с коллегами из регионов, чтобы узнать, как они решают все эти вопросы.

Елена ПИЖАНКОВА, старший научный сотрудник геологического факультета МГУ, преподаватель географии лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков под управлением Щетинина, Геленджик, Краснодарский край:

– География у нас в загоне, это факт. Но уже то, что преподавателей собрали со всей страны и пригласили в Москву на обсуждение проблем, это уже хорошо. Участие в таких мероприятиях здорово повышает самооценку учителей, и хоть реальные изменения зависят только от Минобрнауки, все-таки результат во многом определяется тем, кто на местах будет исполнять их указания. Если учителя поверят в то, что они могут изменить отношение к своему предмету у учеников и родителей, это поможет их руководителям более высокого уровня принять правильные решения. Иными словами, съезд должен помочь изменить мировоззрение его участников, чтобы затем они помогли сделать то же со своими коллегами и учащимися. Мысль первична, все остальное вторично. Да, люди осознают, что у нас есть такие-то серьезные проблемы. Но если они не хотят мириться с этими проблемами, если понимают, что их внутренняя свобода не зависит от внешних факторов, им будет гораздо проще справиться с ситуацией.

Виктор ШКАЛИКОВ, профессор кафедры физической географии Смоленского государственного университета:

– Географию должны поставить на тот уровень, который она заслуживает. Да, она должна иметь практическую направленность, и я, как специалист в области ландшафтоведения, уверен, что мы на региональном уровне должны серьезно заниматься изучением своей территории. Это совершенно необходимо, учитывая размеры нашей страны и разнообразие ее ландшафтов. И развитие географии, на мой взгляд, должно идти именно в этом направлении. Съезд призван повысить престиж географии в школе, а сделать это можно, только если мы всем участникам подробно расскажем, как именно они могут это сделать на уровне школы, района, области, в своем населенном пункте. Сейчас, увы, школьники считают этот предмет необязательным, потому и не стремятся сдавать по нему ЕГЭ. А почему? Потому что географические знания не востребованы при поступлении в вузы, что, на мой взгляд, является серьезной ошибкой. Но чтобы ее исправить, нужно поднять уровень географического образования и у тех, кто руководит системой образования. Не случайно ведь у нас чуть ли не треть населения считает, что Солнце вращается вокруг Земли. С таким отношением к географии мы скоро дойдем до Средневековья.

Ирина ЧЕРЕМУХИНА, учитель географии гимназии №1526, Москва:

– Как член Ассоциации учителей географии я верю, что съезд способен повлиять на ситуацию. Но для этого нужно, чтобы каждый его участник не оставался безучастным, а делал все, что от него зависит, для возвращения географии ее былого величия. Тут присутствует немало руководителей школ, вузов и комитетов образования, а это очень серьезная сила. Хорошо, что образовательные стандарты все-таки начали обсуждать, это вселяет надежду, что к нашему мнению прислушиваются. Благодаря съезду мы узнаем о положении дел в различных уголках нашей страны. Узнать о том же от своих же коллег и знакомых – это совсем не то же самое, что прочесть в газете или Интернете. Надо чаще встречаться, обсуждать проблемы, решать вопросы. Наша ассоциация помогает организовывать подобные встречи, поэтому количество ее членов постоянно увеличивается.

Дина ТАРАСЕВИЧ, учитель географии и экономики школы №34, Смоленск:

– Для меня этот съезд – прекрасная возможность повысить свою квалификацию. Тут дают рекомендации, что конкретно нужно делать для повышения качества преподавания географии. Хочу сказать, что этот предмет в школе ученикам нравится, а вот администрация его почему-то не жалует. Оттого и уменьшение количества часов. Если честно, то я ожидала, что тут будет менее интересно, ведь когда мы посылали на съезд свои материалы, нас просили, чтобы было поменьше критики. Но когда мы здесь послушали несколько выступлений, то поняли, что никакого елея нет и в помине, люди высказываются довольно жестко и остро. Не думаю, что эта критика дойдет до ушей тех чиновников, которым она и адресована, но радует уже сам факт ее наличия. И помимо чистых эмоций на тему “кто виноват?”, мы здесь слышим конкретные рекомендации – “что делать?”. Хорошо также, что идет конструктивное обсуждение нового стандарта, с которым пока еще не все ознакомились. К сожалению, то, что здесь нет министра образования и науки, говорит о том, что ему наши проблемы совершенно не интересны. Да, мы все понимаем, что министр не в силах решить эти проблемы, и что он выполняет чей-то заказ, но он, по крайней мере, должен быть в курсе настроений своих учителей, должен знать, что их волнует, чтобы потом учитывать это в своих выступлениях. Хотя, если все происходит по принципу “будет сделано!”, то чиновникам учительские беды – лишняя забота, поскольку все это мешает выполнить поставленную задачу в кратчайшие сроки.

Алла ЮРКИНА, учитель географии школы №15, Орск, Оренбургская область:

– Я не уверена, что сразу после съезда все круто изменится, но какие-то подвижки должны быть. Дело в том, что в новых стандартах очень много неясности, педагоги их не понимают и не воспринимают, и надо было бы сначала все это обсудить, а уже потом пускать в жизнь. Хочу сказать, что педагогов совершенно зря обвиняют в плохом качестве преподавания. На самом деле учителя работают хорошо, а все беды исходят от самой системы. Кому понадобилось исключать географию из вступительных экзаменов в вузы? Этот вопрос хотелось бы задать министру образования и науки, ведь именно он подписывает все решающие документы. Но его здесь почему-то нет.

Наталья ФИЛАТОВА, учитель географии школы №59, Пенза:

– Я не первый год езжу на всевозможные профессиональные мероприятия, в том числе всероссийские, и могу сказать, что получаемый здесь оптимизм очень помогает не упасть духом. Конечно, если судить по выступлениям, особых поводов для оптимизма вроде бы и нет, но когда начинаешь общаться с коллегами, делиться опытом, это компенсирует все. Оказывается, что даже при том минимальном количестве часов, которое у нас есть, при той скудной материальной базе можно преподавать географию на достаточно высоком уровне. Может быть, это напоминает рекомендации опытных кулинаров “Как приготовить три корочки хлеба”, но лучше так, чем никак.

P.S. В числе опрошенных нами участников съезда были и те, кто отказался называть свое имя. Одни мотивировали это тем, что, будучи сотрудниками региональных министерств образования, не имеют права ничего говорить, не согласовав это с начальством. Очень знакомая позиция, кстати. С некоторых пор чиновникам запрещено высказывать свою точку зрения, ибо она может не совпасть с генеральной линией их ведомства. Наверное, это можно понять, но почему-то не хочется. Уж больно это напоминает старые и недобрые времена, когда любой вопрос и тем более ответ требовалось согласовать с начальством.

Другие делегаты сами просили не называть их имен, мотивируя это тем, что им еще работать и работать, а за критику можно ответить. Их скептицизм по отношению к съезду был основан на полной потере доверия к руководителям системы образования, которые как будто специально игнорируют всероссийские съезды учителей-предметников, посещая, однако, всевозможные политические тусовки и малозначимые совещания. Впрочем, добавляли они, нет худа без добра. Ведь если это мероприятие проводит Российское географическое общество, возглавляемое министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу, а председателем попечительского совета этой организации является Владимир Путин, то есть все основания надеяться на лучшее. Ведь в образовании у нас сейчас поистине чрезвычайная ситуация…

Опрос после съезда провел Вадим Мелешко

Фото Вадима Мелешко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте