Константин Ушинский внес большой вклад в развитие педагогики. Именно им была разработана область педагогического познания – педагогическая антропология. Согласно педагогической антропологии педагогу для организации и реализации эффективного педагогического процесса необходимо в первую очередь знание человеческой природы, а не отдельных правил воспитания. Данной проблеме Константин Ушинский посвятил свой главный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Именно в нем он обосновал предмет, закономерности и принципы педагогики.
По мнению Ушинского, искусство воспитания должно опираться на знания о человеке, его природе, то есть на данные антропологических наук (анатомии, физиологии, психологии и т. д.), а не только на философские науки, как это было принято ранее. Основная цель воспитания – формирование совершенного человека, обладающего следующими качествами: гуманность, трудолюбие, образованность, патриотизм, религиозность.
Для осуществления данной цели необходимо гармоничное и всестороннее развитие ребенка; весь процесс воспитания должен быть проникнут разумными, религиозными и нравственными элементами.
Константин Дмитриевич выделял следующие средства воспитания: непреднамеренные – семья, природа, народ и его язык; преднамеренные – детский сад, школа, то есть специально организованный и целенаправленный педагогический процесс. Он призывал отказаться от педагогики страха, которая несет в себе различные наказания (физические и моральные). По его мнению, любое наказание, если в нем есть необходимость, должно носить предупреждающий характер.
Основной нравственной силой воспитательного процесса является личность педагога. Именно педагог наравне с семьей может оказывать на ребенка необходимое воспитательное воздействие, подавать положительный пример.
В своих работах Ушинский выдвигал тезис о двуединстве воспитания и обучения, придавая главное значение воспитательным задачам. Именно такой подход заложен в современной системе образования. Сегодня под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Для актуализации роли воспитания в этом учебном году помимо программ социальной активности и проведения единого курса внеурочных занятий «Разговоры о важном» введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Все эти нововведения нацелены на реализацию идеи создания единого воспитательного пространства, формирования целевых ориентиров в воспитании детей, в основе которых лежат базовые ценности, закрепленные сегодня на государственном уровне.
Опираясь на эти ценности и целевые ориентиры воспитания, сформулированные для каждой возрастной категории обучающихся, для образовательных организаций определили основные направления воспитания, создают рабочие программы воспитания. Но, чтобы сформировать команду единомышленников, понимающих методологическую составляющую сегодняшних изменений в воспитании, безусловно, важно появление флагманов воспитания, а именно педагогов, которые, цитируя Ушинского, «готовы оказывать на ребенка необходимое воспитательное воздействие, подавать положительный пример».
Так появились навигаторы детства – советники по воспитанию. Мне кажется, введение в образовательных организациях дополнительной должности направлено на создание профессионального педагогического сообщества с объединением заинтересованных педагогов, ориентированных на базовые ценности российского общества, принимающих инновации в воспитании и готовых быть вместе с детьми, помогая не только словом, но и делом. В карельских школах должность советника введена с 1 сентября 2022 года.
По итогам работы советников в школах стало заметно, как меняется воспитательное пространство школы, появляются новые инструменты в организации воспитательной работы для разных категорий школьников, пополняется копилка методических разработок, а главное – существенно трансформируется коммуникация в воспитательном пространстве организации.
Основная миссия советника директора по воспитанию заключается в развитии воспитательной среды, которая открывает возможности для поддержки инициатив ребенка и взрослого. Советник сегодня не просто проводит воспитательные события и мероприятия, он сопровождает детей в процессе обучения. Для этого важно опираться на знания об антропологических данных ребенка.
В январе 2023 года был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», где прописаны основные трудовые функции советника. Если обобщать, то можно с уверенностью сказать, что советник в школе сегодня – это больше, чем организатор мероприятий и событий. Сегодня это и наставник, и методист. При проведении мероприятий с детьми он помогает им осознавать, что они важны, что их слышат, их идеи готовы воплощать в жизнь.
Советник создает ситуацию поддержки для учителей и классных руководителей. Он готов совместно проводить внеурочные мероприятия в классе, в микрогруппе, если необходимо, поговорить индивидуально с учащимся. Таким образом, советник выполняет роль проводника между детьми и взрослыми в образовательном пространстве. Такой человек всегда готов вдохновить детей на новые свершения. Поэтому и сам специалист должен постоянно расти, самосовершенствоваться и учиться новым приемам, методам и технологиям. Это важно еще и для того, чтобы быть настоящим примером для ребят. Об этой важной составляющей личности педагога писал в своих трудах и Константин Ушинский.
Мудрый и добрый наставник, уверенный в уникальности и таланте своих подопечных, открывающий двери к достижению новых высот и важных целей. Советник – это друг, который объединяет вокруг себя команды ребят, слышит детей, знает их интересы, не боится выходить за рамки простых решений. Неравнодушный к проблемам школы и семьи специалист. Человек, горящий идеей сделать пространство школы более дружелюбным.
Конечно, с введением новой должности в школе еще остаются вопросы по содержанию и форматам взаимодействия. Но истина в воспитательной деятельности одна – развитие личности ребенка, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. Соответственно, смысл деятельности советника в школе именно в этом.
Палитру воспитательной работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в школе можно представить следующим образом.
Развитие воспитательной среды. Сегодня в школе может создаваться неограниченное количество детских объединений: центр детских инициатив, школьный театр, школьный музей, медиацентры, спортивные клубы и т. д. Советник помогает учащимся школы найти свое объединение по интересу.
Развитие сообщества детей, педагогов и родителей. Главное в коммуникации всех участников образовательных отношений – взаимопонимание и минимизация конфликтов. Инструментами эффективного взаимодействия в помощь советнику могут быть штаб воспитательной работы, первичное отделение РДДМ, школьные ученические советы, советы родителей, добровольческие центры и т. д.
Участие во всероссийских программах, проектах и мероприятиях. Росдетцентр, который курирует деятельность советника в школе, помогает ему осуществлять реализацию дня единых действий, а также в системе знакомит с различными государственными программами социальной активности детей. Благодаря этому советники в своей деятельности выдерживают единую линию воспитания через проведение мероприятий, акций, событий, в том числе в рамках календаря знаменательных и памятных дат России. В рамках этого направления учащиеся школ включаются во всероссийские программы социальной активности для учащихся начальных классов «Орлята России» и для 5‑х классов «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
Вовлечение детей в оздоровительную кампанию. В 2023 году только по линии Росдетцентра объявлено 12 конкурсных отборов на участие в профильных сменах. Не говоря о том, что и каждая школа может предусмотреть у себя проведение профильных смен. Тем самым советник в школе открывает для детей новые возможности в самореализации в каникулярный период.
Советники объединяют вокруг себя все институты, которые сегодня функционируют в школе и за ее пределами. Это советы профилактики, методические объединения классных руководителей, штабы воспитательной работы, школьное самоуправление, детские и молодежные общественные объединения и родительские комитеты. Важно отметить, что советники становятся некоторым ключевым звеном в системе взаимодействия всех участников образовательных отношений. Но в первую очередь такое взаимодействие должно помочь ребенку быть замеченным в школе.
Возникает вопрос: почему именно советник? Есть же заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. В школе, безусловно, нужны специалисты, ответственные непосредственно за организацию работы в сфере воспитания. Советники директоров по воспитанию призваны координировать эту функцию. Благодаря взаимодействию всех участников воспитательной деятельности открывается еще больше возможностей для воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Сегодня можно увидеть промежуточные результаты работы советника:
– актуализированы рабочие программы воспитания;
– проведено более 30 мероприятий и событий разной тематической направленности в рамках календаря образовательных событий;
– в проведение мероприятий включены старшие школьники и родители;
– учащиеся начальной школы включились в программу социальной активности младших школьников «Орлята России»;
– учащиеся 5‑х классов подключились к реализации программы социальной активности для 5‑х классов «Я, ты, он, она – вместе целая страна»;
– открываются первичные отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых»;
– вносятся изменения в нормативные документы школ по функционированию центров детских инициатив и штабов воспитательной работы;
– учащиеся активно включаются в программы каникулярной занятости, в том числе профильные.
Все эти воспитательные процессы происходят в сотрудничестве и сотворчестве советника с детьми, родителями и педагогами.
В результате:
– дети активно развиваются в коллективно-творческой деятельности;
– появляется дополнительная поддержка;
– особое внимание советники по воспитанию стараются уделять ребятам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
– советники осуществляют наставничество в проектной деятельности, в конкурсных отборах, помогают ученикам создавать траектории успеха, предлагают им раскрывать свой потенциал в общественных объединениях.
На мой взгляд, у данной должности большие перспективы развития. С советником жизнь в школе становится интереснее и разнообразнее. Современные ценности воспитания в школе сегодня развиваются в контексте педагогического наследия нашей страны, нашедшего отражение в том числе в педагогических трудах Ушинского. И личность педагога, безусловно, остается основной нравственной силой воспитательного процесса, что неоднократно подчеркивал Константин Дмитриевич.
Ирина ВАЛИУЛОВА, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями лицея №13, Петрозаводск
Комментарии