search
main
0

«Наверное, я еще маленький». О новинках подростковой литературы

На самом деле меня смущает само понятие «подростковая проза». Что оно означает? Проза для подростков? Книги, где главными героями выступают подростки? Или литературные произведения, созданные самими подростками? На всякий случай решил объединить в одном обзоре все эти категории жанра.

Начну, конечно, с книг о подростках. И здесь наиболее сильное впечатление производит книга Аси Петровой «Наверно, я еще маленький». Это именно книга о подростке. Точнее, о взрослеющем ребенке. О человеке, который из розового детства переходит в пору серого (как ему кажется, хотя на самом деле это не так) отрочества. Книга представляет собой цикл психологических рассказов – умных, тонких, даже, я бы сказал, нежных. И каждый рассказ посвящен какой-то реальной ситуации, с которой сталкивается в своей жизни любой подросток. Сам я перестал быть подростком страшно сказать сколько лет назад. Но читал книгу Аси Петровой и «узнавал» и сюжеты, и истории, и ситуации, и, главное, вопросы, которые когда-то задавал себе. Видимо, ничего в этом мире не меняется. Поэтому, если выбираете своему отпрыску хорошую книгу (а книга Аси Петровой хороша еще и тем, что она дивно написана – без сюсюканья, но и без лишнего философствования, динамично, но вместе с тем рассудительно), «Наверно, я еще маленький» будет не худшим выбором. Следует еще сказать, что Ася Петрова (Анастасия Петрова) – известный прозаик, переводчик, прошлогодний лауреат премии «Книгиру».Если герой книги Аси Петровой только задается вопросами, какое место ему положено в большом мире, герои книг Сьюзан Хинтон (только что вышел роман «Бойцовые рыбки», а год назад был издан ее дебютный роман «Изгои») дают на него ответы. Сама история появления Хинтон в литературном мире – настоящий детектив. Свой первый роман она писала еще в школе, основываясь на личных переживаниях и наблюдениях. Хинтон росла в неблагополучном районе, лично видела стычки молодежных банд и, когда писала «Изгоев», перенесла в текст книги и сленговые выражения, и реальные ситуации – порой ее роман читается как репортаж с места событий. «Изгои» впервые увидел свет в 1967 году и сразу стал очень популярным, было продано более 14 млн экземпляров. В 1988 году С.Э.Хинтон получила награду им. Маргарет Эдвардс от Американской библиотечной ассоциации. Эта награда вручается ежегодно автору, чьи произведения больше всего «затронули сердца юных читателей и помогли нам (взрослым) услышать их истинный голос, чувства и мысли, проникнуть в жизнь молодого человека, чтобы лучше его понять». В 1983 году оба романа Хинтон решил экранизировать сам Фрэнсис Форд Коппола, и Хинтон приняла в этом активное участие: написала сценарии и даже снялась в «Изгоях» в небольшой роли медсестры.«Бойцовые рыбки», второй роман Хинтон, по мнению многих читателей, получился более слабым, с чем я не согласен. Он не уступает «Изгоям», просто сделан немного иначе. Более сдержанная, более скупая, не такая эмоциональная проза. Уже нет ощущения этого невероятного гормонального всплеска, который оставался после чтения «Изгоев». Удивительное дело, как за простотой прозы, за сленговыми словечками и нелитературной речью автору удается вывести таких уникальных, живых, ни на кого не похожих персонажей. Не по годам взрослые, мужественные, стойкие ребята, которые варятся в одном бульоне, периодически сталкиваясь лбами. Как мне кажется, «Бойцовые рыбки» просто обязателен для прочтения каждому подростку. Неплохо было бы включить оба романа Хинтон в школьную программу, пусть даже в раздел «Рекомендуемое чтение», книги эти таковы, что о них действительно есть смысл серьезно говорить. Здесь и подростковые комплексы, и тинейджерская агрессия, и молодежные банды, и множество социальных проблем, и, самое главное, проблемы взаимопонимания с родителями, о чем Хинтон не просто кричит – буквально бьет в колокола.Очень близка к этому и не совсем обычная книга «Единственная дочь» писательницы с труднопроизносимой фамилией Анны Снокстра. Главную героиню (от ее лица идет повествование) забирают в полицию, и тут она, вспомнив, что когда-то ее молодой человек говорил о том, как она удивительно похожа на 15‑летнюю девушку, исчезнувшую много лет назад, решает назваться ее именем и выдать себя за эту девушку. Однако теперь ей предстоит отправиться в семью, которая все эти годы не теряла надежды на то, что их пропавшая дочь найдется. Ей нужно придумать правдоподобную версию того, чем она занималась все прошедшие годы, а главное – вести себя так, чтобы ее «родители» приняли ее и поверили, что она и есть именно та, кто бесследно пропал более десяти лет назад. Ну и неплохо бы все-таки узнать, что на самом деле произошло с девушкой, за которую главная героиня себя теперь выдает. Роман представляет собой целый каскад восхитительных психологических, этических, поведенческих задач, которые приходится решать главной героине. К тому же следователь, который когда-то вел дело о пропавшей школьнице, все еще сомневается, что девушка именно та, за кого она себя выдает, и продолжает копаться в ее прошлом. Да и родители, которые обрели дочь после многих лет разлуки, ведут себя не то чтобы странно, но как-то труднообъяснимо. Ну и ожидайте не просто интересных психологических расследований внутреннего мира подростка, но и совершенно головокружительной развязки! «Единственная дочь» (насколько я знаю, это первый роман Анны Снокстра, переведенный и изданный в России) – книга о подростках, которую смело можно рекомендовать взрослым.Вот еще одна интересная книга о подростках (и тоже первая книга писательницы, изданная в России) – «Добрее одиночества» Июнь Ли, китайской писательницы. Пространство романа поделено на две части: в первой главный герой – подросток по имени Боян, представитель так называемой золотой молодежи, юный шалопай, устраивающий не всегда дружеские розыгрыши для своих одноклассников. Боян и его подружки залезли в лабораторию его матери, профессора химии, набрали там каких-то веществ и принялись экспериментировать. Одна из подружек, умница и веселушка Шаоай, выпила апельсиновый сок, в котором было что-то подмешано, и стала инвалидом. 20 лет после этого Боян, мучимый угрызениями совести, ухаживал за прикованной к постели Шаоай, которая мало что могла сделать без посторонней помощи. За это время они сдружились, Шаоай стала ему самым близким человеком. И вот она умерла, Боян едет в морг забирать прах своей подруги после кремации, и мы попадаем в другое пространство романа, где главный герой пытается восстановить истину и узнать, что же все-таки произошло тогда на этой злополучной вечеринке. Мощный сплав сентиментального романа, психологической прозы и детектива. Хотя вроде бы сюжет достаточно расхожий – про ошибки молодости, за которые приходится расплачиваться в зрелости. Но написано с такой степенью откровенности, что определенно делает роман Июнь Ли чем-то большим, чем бестселлер-однодневка.Как и замечательный роман американской писательницы Мег Вулицер «Исключительные», изданный несколько месяцев назад на русском языке в издательстве Livebook (есть повод лишний раз похвалить это издательство, выпускающее отличные образцы подростковой прозы). Это такой обстоятельный роман, который следует читать неспешно, и действие в нем развивается также неторопливо. Роман начинается в летнем лагере для одаренных подростков, где-то в американской глубинке, на дворе 1974 год. В этом лагере встретились и подружились главные герои – трое парней и три девушки. Все они еще не вышли из нежного отроческого возраста, все они ощущают себя не такими, как остальные, все они объединены желанием немедленно перевернуть, поразить и переустроить мир. Вокруг грохочут семидесятые, которые вскоре сменятся гедонистическими восьмидесятыми, герои взрослеют, достигают успехов, у каждого что-то свое. Одни делают головокружительную карьеру, другие остаются на той же ступени социальной лестницы, что и вначале. Тут вам и зависть, и истории о творчестве, и встречи, и вот эта мысль, что, не важно, чего ты в жизни достиг или не достиг, лишь бы человеком оставался и не предавал идеалов юности. Это, конечно, не Джонатан Франзен и не Сафран Фоэр, довольно предсказуемый сюжет, хотя рассказан обстоятельно, подробно, характеры героев прописаны достаточно убедительно, чтобы испытывать к ним какие-то чувства.Кажется, что в юности тебе выдают некий огромный кредит, которым ты волен распорядиться, а потом потихоньку этот кредит уменьшается, мельчает, и ты оглядываешься и пытаешься понять, куда же все исчезло, да и было ли оно? Или это юношеский оптимизм в тебе говорил? Герои все симпатичные и по-своему исключительные, но ничто не делает их счастливыми по умолчанию. Каждый из них подчиняется системе, в которой необходимо выделяться, быть не таким, как все, а иначе что тебя ждет? Отличный роман, ставящий важные вопросы, важные не только для американских подростков 40‑летней давности, но и для наших, нынешних.    Петрова А. Наверно, я еще маленький. М. : Рипол-Классик, 2018.    Хинтон С. Бойцовые рыбки. М. : Livebook, 2018.    Снокстра А. Единственная дочь. М. : Центрполиграф, 2018.    Ли Июнь. Добрее одиночества. М. : Corpus, 2018.    Вулицер М. Исключительные. 2018 изд. М. : Livebook, 2018.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте