search
main
0

Наука расслышать друг друга

Школа - это не только обучение, но и дружба, убеждена Евгения Главатских

Что значит выражение «с кораб­ля на бал», точно знает Евгения Главатских, учитель начальных классов пермской школы дизайна «Точка». В силу различных обстоятельств Евгении Васильевне несколько раз приходилось менять место жительства, поэтому ее первый день работы часто начинался, как и у ее первоклассников, 1 сентября. Предварительно познакомиться друг с другом хотя бы на занятиях школы раннего развития у них не было возможности. Это не плохо и не хорошо. Так получалось. Зато состояние «с корабля на бал» приучило Евгению Васильевну не бояться трудностей, уметь сразу мобилизоваться и с удовольствием увлекаться чем-то новым.


Когда-то таким увлечением стала для нее и педагогика. Причем совершенно неожиданно. В детстве наша героиня мечтала быть врачом, потому что выросла в семье медиков. Как говорится, все игрушки и окрестные зверушки были вылеченными, и девочка до старших классов убеждала всех, что станет врачом, пока в школе не случился… день самоуправления. Десятиклассница Женя тогда вытянула по жеребьевке начальные классы и пришла к малышам провести у них урок. Сейчас она уже и не вспомнит, какой предмет вела, но зато до сих пор в памяти живет ощущение того, как ей это понравилось. В 11‑м классе в день самоуправления наша героиня уже целенаправленно выбрала начальные классы и вновь убедилась в том, что ей нравится общаться с маленькими учениками. Нравится их заинтересованность в уроке, их распахнутые глаза, их часто необычные вопросы. Нравится в конце концов то, что и малышам на ее уроке интересно. Это обстоятельство решило вопрос дальнейшего выбора профессии, хотя и выбора уже не было: Евгения Васильевна ведь ясно поняла, что с медициной ей не по пути.

Если свой первый ученический урок Евгения Васильевна практически не помнит, то первый урок, который она провела после окончания Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, никогда не сотрется из памяти. Ей достался класс, где был 31 ученик. Как говорит наша героиня, дети были везде – на стене, под партами, в проходах. И ее тихий голос они абсолютно не слышали. Поэтому в первый же день работы в школе к Евгении Васильевне пришло понимание – без дисциплины далеко не уедешь. Она прочитала массу литературы (спасибо Интернету и коллегам!), пообщалась с профессионалами и нашла приемы, которые помогли ей привлечь внимание маленьких «глухарей». Например, она и по сей день применяет такую хитрость, знакомую многим ее коллегам: учитель в шумном классе начинает говорить тише и тише, и тогда дети постепенно начинают успокаиваться, прислушиваться. Идет осознание того, что учитель говорит что-то важное, а они пришли учиться, а не баловаться.
Еще один прием она подсмотрела на своей педагогической практике, когда старшая коллега объявляла детям: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши или поднимите руки», и тогда тот, кто слышит, начинает выполнять команды, а остальные подхватывают.

Но вообще идеальной тишины в начальной школе не бывает, да и не должно быть, считает Евгения Васильевна. Должна быть рабочая обстановка, когда слышно учителя и отвечающих детей, но так, чтобы ребенок боялся сказать слово, быть не должно. На своих уроках она сразу договаривается с детьми: когда говорит учитель, его слушают, когда говорят дети, слушает учитель. Ребята, к слову, очень любят следить за тем, чтобы эти правила соблюдались. Тогда урок становится немного похожим на детскую игру, а без правил ни одна игра не может существовать.

Для себя Евгения Васильевна тоже вывела такое правило – с самого начала обязательно нужно постараться сдружить класс. Дети приходят все разные, но находиться рядом друг с другом им придется несколько лет. У ребят будут разные учителя, в школьной жизни будут случаться разные обстоятельства, но все преодолимо, если класс сможет стоять друг за друга стеной. Настоящие друзья часто обретаются именно в школьные годы и остаются ими навсегда. Евгения Главатских пользуется любой возможностью, чтобы донести до детей, как важно друг другу помочь, поддержать. И борется с ябедничеством (куда же без него в начальной школе). Поначалу малыши подбегают, рассказывают, жалуются друг на друга. Иногда выпаливают: «А он мне по секрету рассказал, что не выучил стихотворение!» Учитель на это отвечает: «Зачем же ты секрет рассказываешь, ведь теперь это не секрет вовсе».
Ребенок озадачен. А она обещает: «Никому не скажу, но больше так не делай».

По мнению Евгении Васильевны, в формировании дружеских связей очень помогает групповая работа. Дети сначала работают в одной группе, потом во второй, в третьей. Состав групп постоянно меняется, ребята узнают друг друга, начинают общаться ближе.
Почему для нее так ценно проявление дружбы у детей? Евгения Васильевна признается: у нее в жизни были примеры дружного и недружного студенческого объединения. Печально, когда люди равнодушны друг к другу. Из дружных коллективов выходят люди гораздо сильнее по жизни. У них большое количество друзей, всегда есть к кому обратиться. У нее у самой много друзей, и в некоторых жизненных ситуациях она просто не знает, как бы действовала, если бы не их поддержка.

– А в дружном классе может появиться изгой?

– Да, может, – замечает Евгения Васильевна. – И в этом случае многое зависит от педагога. В начальных классах учитель – авторитетный человек, поэтому такого ребенка можно защитить, сказав, что он мой друг, мне нравится с ним дружить, что я и предлагаю вам. Дети тогда начинают несколько иначе смотреть на одноклассника. Есть еще такой способ, и я им часто пользуюсь: показать ребенка с его сильной стороны. Чаще всего дети-изгои – люди творческие, много читают, рисуют, мастерят, но они замкнуты в себе. А мы практикуем выставки работ таких учеников, и вдруг оказывается, что мальчик, которого все не любят, делает потрясающие вещи. Но момент отторжения ребенка нужно ловить в самом начале, уже в течение первого месяца обучения, иначе потом будет очень трудно справиться и учителю, и самому школьнику.

Нужно сказать, что Евгения Васильевна несколько раз в разговоре подчеркивает, что она родом из села, а в селе учитель все еще почитаем. Поэтому ее педагогический выбор родители-медики не осудили, а даже одобрили. И первые 4 года после окончания университета Евгения Васильевна проработала в сельской школе. И она на сто процентов убеждена, что талантливые учителя и талантливые дети есть как в центре, так и на периферии. И в школах города, и в школах села есть свои сильные и слабые стороны.
Главной особенностью сельского учителя является то, что ему приходится быть многостаночником. Потому что нет ему замены. Сельский учитель и обучает, и воспитывает, организует и проводит мероприятия. Можно, конечно, отказаться, но всегда понимаешь, что если ты это не сделаешь, то никто не сделает. Она и сцену научилась украшать, и петь, и танцевать. Рецепт прост: нужно просто выдохнуть и идти делать дело. Тем более ты не один. Сельские учителя – как семья, все вместе, все заодно. Один играет, другой поет, третий сценарий пишет. Работа в сельской школе, и Евгения Васильевна это знает не понаслышке, стимулирует к всестороннему развитию. Она абсолютно уверена, что ее собственный профессиональный рост начался именно с той замечательной поры, когда в их команде было всего 9 человек, но все они были друг за друга горой. Еще она вспоминает с благодарностью свою альма-матер – Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, где будущих педагогов научили буквально всему: и профессионально рисовать, и бегать на лыжах и коньках, и создавать акробатические связки, и т. д. Все это очень пригодилось в работе в сельской школе.

Между прочим, ученик сельской школы такой же многостаночник, как и его учитель. Как говорит Евгения Васильевна, в городе на мероприятие очередь, все на него хотят, но берешь только пятерых. А в селе на 10 мероприятий один ребенок, и ему приходится участвовать везде – петь, танцевать, рисовать, читать стихи и т. д. Но в этом есть и огромный плюс: все полученные навыки ему могут понадобиться в будущем. Она сама, как только начала педагогический путь, вспомнила, как хорошо ее научили в сельской школе играть в волейбол, бегать на лыжах, танцевать. Своими умениями Евгения Васильевна потом с удовольствием делилась с учениками.

Она вообще считает, что делиться – это нормальное учительское состояние. Например, как не поделиться с родителями учеников тем, что учитель понимает, каким сокровищем является для них их ребенок. Но также бесценен он и для учителя, поэтому все, что ни делается, делается для ребенка, во имя ребенка и ради ребенка. Когда родители и учитель – партнеры, когда все работают сообща и заодно, тогда все получается, убеждена Евгения Главатских.

Нравится ей рассказывать и про свой чудесный Пермский край. Про то, что Пермь – древний город. Про пермяков соленые уши. Ах, вы не знаете, почему так называли жителей Перми? В Перми добывали соль, люди таскали на себе тяжелые мешки. Соль высыпалась на уши, и они краснели, воспалялись, поэтому пермяков всегда можно было узнать по их многострадальным ушам. А еще земля пермская богата самоцветами, и сказы Павла Бажова – это про Урал, про пермское подземное волшебство.

Евгения Васильевна знает, что ребенок, как правило, такого же мнения о своем селе, городе, какого о нем мнения его родители. К сожалению, часто взрослые высказываются нелестно о месте, где живут. Но, по мнению педагога, ее жизненный опыт и опыт путешествий показывают: в каждом уголке есть что-то особенное. Просто нужно на это обратить внимание. Она даже разработала проект «С улыбкой по родному краю», в рамках которого ребята в течение 21 дня исследовали свое село. Узнали, например, о том, что во время Великой Отечественной войны здесь был госпиталь, нашли самое старинное купеческое здание, собрали гербарий, начертили карту села. Дети были в восторге: столько нового открылось их глазам! Поэтому следующим шагом стала программа «Мой Пермский край», в рамках которой ребята создали пластилиновую карту края и обозначили ряд отличий одного района от другого. Примечателен результат работы над пластилиновой картой: дети начали звать родителей съездить в те места, которые им были интересны. В тот период село пережило просто бум путешествий по родному краю.

Нужно заметить, что Евгения Васильевна говорит о себе как о нетипичном учителе начальных классов. Она против сложившегося в обществе стереотипа об учительнице «началки», как о «наседке». Ей ближе принцип не «опекать», а «сотрудничать». Но сотрудничать – значит доверять друг другу. А доверять – значит дружить. Когда ребенок видит, что ты не подстраиваешься, а понимаешь его, уважаешь его мнение, слушаешь и слышишь, то относится к тебе как к другу. Взрослому другу. И кто сказал, что это не важно?

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте