search
main
0

Наука приходит в классы

​Наша школа имеет давние традиции естественно-научного образования. Она была открытав 1960 году, шефами школы стали Институт химической физики и Институт физических проблем АН СССР.

При активном участии директора Института химфизики лауреата Нобелевской премии Николая Семенова школа стала специализированной химической школой. Шефы помогли прекрасно оборудовать кабинет химии, две химические лаборатории, весовую комнату. В 2002 году благодаря новому тогда директору Татьяне Старковой школа стала не просто химической, но в широком смысле естественно-научной, пришли новые учителя и ученики, открылись лицейские биолого-химические, а позднее – физико-математические и физико-химические классы, сформировалась команда высококвалифицированных, творческих учителей-единомышленников, причем в настоящее время педагогический коллектив растет и обновляется в значительной степени за счет талантливой молодежи, среди которой немало выпускников нашей школы.Какие же принципы работы нашей школы?В программе развития школы написано, что основная цель нашей работы – воспитание культурных, грамотных, социально активных граждан, которым присущи знание фундаментальных основ организации природы и общества, понимание взаимосвязи явлений окружающей действительности, стремление к дальнейшему развитию личности. Мы считаем важным, что естественно-научное образование должно быть непрерывным – от начальной школы до вуза – и широким, то есть нельзя ограничиваться одним-двумя профильными предметами, а необходимо формировать единую картину мира, чему способствует высокий уровень преподавания всех естественно-научных дисциплин.В начальной школе ребята постигают основные закономерности окружающего мира, помимо основного курса «Мир вокруг нас» с удовольствием посещают факультативы по экологии и естествознанию. Занятия проводятся в занимательной форме с применением игровых и информационных технологий.В 5-6-х классах введен курс экологии, представленный в учебном плане наряду с курсом «Естествознание». Эти уроки призваны развить знания, полученные в начальной школе, а также подготовить учащихся к изучению предметов основного курса – географии, биологии, которые начнутся в 6-м классе. Деятельностный подход к обучению, большое внимание которому уделяется во ФГОС второго поколения, мы активно используем не только на уроках естественно-научного цикла, но и на дополнительных занятиях. Суббота – развивающий день для 5-6-х классов, ребята приходят на факультатив «Практикум по естествознанию», где проводят интересные опыты, иллюстрирующие физические законы и начала химии, продолжают знакомиться с природой. На практикуме в игровой форме ребята проходят все этапы учебного исследования: формулируют проблему, гипотезу; пробуют установить цели, определить задачи, необходимые для их достижения, учатся описывать свои наблюдения и делать выводы. Это дает возможность учащимся сориентироваться в системе естественно-научных предметов, выбрать направление дальнейшего углубления. Для ребят, которым интересно решать нестандартные математические задачи, есть кружок «Занимательная математика», который ведут учителя и студенты мехмата МГУ имени М.В.Ломоносова.С 7-го класса происходит профилизация, формируются лицейские биолого-химический и физико-математический классы, в которые поступают дети, интересующиеся соответствующими предметами. В еще одном классе учатся ребята, не имеющие пока ярко выраженных интересов, но некоторые предметы в этом классе преподают по углубленной программе. С 9-го класса существует физико-химическое направление.Важнейшим элементом обучения школьников естественно-научным дисциплинам в 7-11-х лицейских классах школы №192 стал мыследеятельностный подход. Нельзя познать мир по картинкам в учебнике и видеофильмам, компьютерные модели не заменят реально протекающую химическую реакцию. Теоретический курс химии, биологии, физики сопровождается курсом практических работ, с одной стороны, иллюстрирующих изученный материал, а с другой – заставляющих увидеть несоответствия между реальным объектом и теоретическим представлением о нем. Например, по биологии: важно не только самостоятельно приготовить микропрепарат, в нем необходимо разобраться: соотнести содержание лекции, картинки в учебнике и реального объекта, увиденного в окуляр микроскопа. Много времени отводится методу биологического рисунка, работе с лабораторными журналами, в которых ребята записывают цели, задачи исследования, ход работы, свои наблюдения, выводы.В преподавании практического курса большое внимание уделяется ИКТ, на сайте школы разработаны и активно используются два курса в оболочке Moodle «Практикум по анатомии растений. 7-й класс» и «Систематика. 8-й класс». Оболочка Moodle дает широкие возможности и учителям, и школьникам. Учитель может размещать на сайте дополнительный учебный материал, ссылки на интересные ресурсы в сети Интернет, размещать обучающие и контролирующие тесты, организовывать конкурсы и обсуждение интересных биологических проблем на форумах. Метод биологического рисунка дополняется разработанным нашими учителями биологии и информатики методом электронного отчета. На уроках информатики школьники учатся работе с графическими объектами, на практикуме с помощью цифрового микроскопа ребята фотографируют изучаемый объект, обрабатывают изображение, обозначают изучаемые структуры и отправляют его на сайт, они могут также получить на сайте дополнительную консультацию, ознакомиться с творческими работами своих одноклассников, поучаствовать в конкурсах.Мы отработали три основных варианта проведения практических работ. Первый – это практикумы, второй – выездные практики и третий – самостоятельные проектные и исследовательские работы.В середине и в конце учебного года все учащиеся 7-11-х классов сдают зачеты и экзамены по основным и профильным предметам. Это стимулирует школьников повторить материал, выучить то, что было упущено в учебное время.После уроков многие школьники не хотят уходить домой, а остаются на дополнительные занятия – факультативы, кружки, консультации. Их часто ведут преподаватели вузов, аспиранты и действующие научные работники. Это занятия для желающих глубже узнать биологию, химию, физику, экологию и другие естественные науки. Регулярно в школу приходят ученые, научные сотрудники российских и зарубежных институтов, уже не первый год в школе работает лекторий «Проблемы современной науки», который с удовольствием посещают учащиеся школы, выпускники, учителя и родители. Таким образом, все желающие могут получить свежую научную информацию из первых рук. 192-я школа успешно сотрудничает с биологическим факультетом МГУ, факультетом педагогического образования МГУ, Институтом проблем передачи РАН, Институтом органической химии РАН.Выездной деятельности мы уделяем огромное внимание как важнейшей форме воспитания и естественно-научного просвещения. Экологические практики – осенняя на Звенигородской биологической станции МГУ (7-й кл.), летняя эколого-ботаническая (8-й кл.), эколого-химическая в Псковской области (10-й кл.) – обязательны для всех учащихся лицейских классов биолого-химического профиля. Кроме этого, почти каждые каникулы желающие школьники могут пойти в пеший поход, поехать в научную экспедицию, принять участие в познавательной экскурсии. Ученики и учителя побывали на Кольском полуострове, на озере Байкал, на Белом море, на Кавказе, в Крыму, в различных заповедниках и заказниках. Во время этих выездов ребята знакомятся в природе с тем, что изучали на уроке, узнают много нового, учатся жить в непростых полевых условиях. С другой стороны, преподаватели получают возможность лучше узнать детей, выявляют многие особенности, которые невозможно заметить во время школьных уроков и в рамках классных мероприятий. Сами дети получают опыт самостоятельной жизни, опыт принятия решений, непосредственного взаимодействия с живой природой и ответственного отношения к ней. Это особенно важно в подростковом возрасте.Кроме психологических, биолого-экологических аспектов у этих выездов есть и общекультурное значение: в поездках ребята посещают музеи, знакомятся с достопримечательностями, обычаями и традициями местного населения.За 10 лет работы наша школа достигла значительных успехов. Ежегодно почти сто человек становятся победителями и призерами олимпиад, конференций и конкурсов самого различного уровня – от окружных до международных. Каждый год кто-нибудь становится призером или победителем Всероссийской олимпиады по биологии. О результатах своих исследовательских работ школьники докладывают на конференциях регионального и федерального уровня. Выпускники школы успешно поступают в такие выбранные ими вузы, как МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, медицинские вузы, часть из них легко поступают по результатам олимпиад.Большинство выпускников хорошо оканчивают вузы, поступают в аспирантуру, становятся учеными, но есть и те, кто помимо научной карьеры приходит работать в свою школу учителем.Надежда РОЖАНСКАЯ, заместитель директора по УВР;Наталья РАКИТИНА, учитель биологии и экологии школы №192

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте