Быть учителем истории – задача непростая. Твое призвание, с одной стороны, привить ученикам интерес к прошлому, научить гордиться подвигами своих предков. С другой стороны, научить работать с информацией: отбирать фактический материал, оценивать его достоверность, правильно его интерпретировать.
Важна объективность
Первостепенная задача учителя-историка – научить детей понимать, что главное в изучении истории – работа с фактическим материалом. Одной из важных тем истории является Великая Отечественная война.
Историк должен обладать обязательным качеством – объективностью. Сегодня учебник не является единственным источником информации. Становятся доступными секретные материалы, выходят телепередачи и книги, отражающие исторические события неоднозначно. В нашей реальности важно помочь ученикам не потеряться в фактах и событиях. Из-за обилия информации сложно разобраться в ее достоверности. Чтобы избежать мифологизации Великой Отечественной войны, для работы на уроках важно привлекать первоисточники – приказы, распоряжения начальников штабов, карты, статистические данные. Все это помогает передать полную картину событий, развивает интерес к предмету, напоминает о том, что история – это наука о жизни.
Знание истории своей страны, истории своего народа помогает ребятам сформировать патриотические чувства. На примере подвигов людей в годы войны можно проанализировать разные ситуации и дать им объективную оценку. Истинный патриотизм немыслим без гражданственности и критического взгляда на события, происходящие в стране.
Проектная деятельность
Для создания целостной картины событий Великой Отечественной войны наиболее актуальна проектно-исследовательская деятельность. Результаты этой работы можно представить на конкурсах и конференциях. Одним из таких мероприятий является конкурс мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», который проводится Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы.
Конкурс направлен на развитие проектной деятельности обучающихся в области современных мультимедийных технологий, он способствует формированию моральных и гражданских качеств личности школьника, помогает выстроить систему взаимодействия школы и семьи. На протяжении десяти лет мы ежегодно участвуем в этом городском проекте и всегда приобретаем новый опыт, знания, умения и компетенции. Несколько лет подряд ребята становились победителями и призерами.
Не прервется связь
Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений», в которой наши ребята традиционно принимают участие, мотивирует социальную активность. Олимпиадная работа учащихся представляет собой информационный проект, связанный с изучением героических страниц истории России, своей семьи, боевых и трудовых подвигов людей, ставших частью жизни нашей страны. Уже не первый год ребята успешно выбирают номинацию «Мой герой», которая предполагает исследовательскую работу. Объектом исследования является жизненный путь конкретного человека, прошедшего Великую Отечественную войну. Метод проектов помогает вовлечь учеников в исследовательскую деятельность, способствует развитию таких навыков, как поиск информации, ее изучение, умение представлять и использовать полученные знания, создать объективную картину исторических событий.
Татьяна МАРМИНОВА, учитель истории и обществознания школы №1519
Комментарии