search
main
0

Наука – лучшая казна: всегда при себе

Елена Швец, учитель информатики школы №776: – Что такое профессия и кто такой учитель? Возможно, это первый вопрос, который может возникнуть при размышлении на предложенную тему. Профессия (лат. professio, от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Определение же учителя дается как лица, обучающего чему-нибудь. Следовательно, выбрав профессию учителя, я объявляю своим делом обучать. Но почему именно профессию учителя? В семье учителей не было, и, значит, нельзя сказать, что это семейная традиция. Идея стать педагогом сформировалась еще в детстве. На протяжении школьных лет постоянно возникали сомнения о том, что среди многообразия современных модных профессий может затеряться детская мечта. И, находясь перед ответственным выбором, в 2000 году я оказалась на ступеньках Московского государственного открытого педагогического университета. Приводя слова римского историка Саллюстия: «Каждый человек – творец своей судьбы», – можно сказать, это был шаг на пути к формированию, становлению и саморазвитию личности будущего учителя математики и информатики.

Проблема подготовки современного учителя – одна из важнейших социально-педагогических проблем. К.Д.Ушинский считал, что учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. В процессе обучения в университете я интересовалась вопросами самовоспитания и самообразования. Призыв «Познай самого себя» был высечен на арке Дельфийского храма и адресовывался каждому входящему сюда. Мы люди, а это такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг них. Рано или поздно возникает желание узнать и о себе.

П.П.Блонский в свое время писал: «Мы должны воспитать человека, способного создать собственную жизнь, способного к самоопределению… Воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания».

П.Ф.Каптерев в статье «О саморазвитии и самовоспитании» писал, что человек, работавший сам над своим воспитанием и образованием, всегда будет полезнее и выше всякого человека, прекрасно изучавшего все положенные предметы и науки, но никогда деятельно не работавшего над усовершенствованием своего ума и сердца.

А в настоящее время одна из главных задач современного образования в России – подготовка личности, способной к самообразованию.

Однако, таков жизненный парадокс, чем самостоятельнее мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.

Профессия учителя непрерывно побуждает к поиску новых знаний и решению вновь возникающих проблем. Л.Н.Толстой отмечал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным». Не дожидаясь окончания вуза, на V курсе я пришла работать в школу. Пришла к детям, которые ждали меня еще со времен педагогической практики. И так сложились обстоятельства, что я предстала перед ребятами уже не в роли учителя математики, которого они знали, а как учитель информатики, учитель интересной и быстроразвивающейся науки. Ведь человек, обладающий навыками обработки информации современными методами, достаточно уверенно может чувствовать себя в огромном информационном обществе.

Начинается мой шестой год работы в школе. Уже три года я классный руководитель. Мои ребята уже восьмиклассники. У них трудный возраст, а для учителя интересный: «маленькие взрослые» или «взрослые дети». И еще не было ни одного дня, чтобы я решала вопрос о смене профессии.

И в заключение приведу слова С.Т.Шацкого: «Школа – живая клетка общественного организма, а учитель – ядро этой клетки».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте