Отличительная особенность нового стандарта начальной школы – деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.Учебный план, режим работы школы обеспечивают выполнение ФГОС и использование компонента образовательного учреждения в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения обучающихся.Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, стала ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) деятельность и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и «я»-концепции. Познавательные действия также стали существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.При организации научно-исследовательской деятельности обучающихся школа использует возможности оснащенности образовательного процесса современным оборудованием, что позволило создать на базе нашей школы межшкольное научное общество «Кассиопея». Это общество включает в себя учащихся трех возрастных групп: младшая (1-4-е классы), средняя (обучающиеся в 5-8-х классах), старшая (9-11-е классы).Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации, поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребенка, исследовательская работа выполняется им добровольно и обеспечивается необходимым оборудованием, средствами и материалами. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.Вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей. Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.Первый этап соответствует первому классу начальной школы. С первого же класса мы начинаем вовлекать учащихся в мини-исследования, включая этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классах почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: на включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач, заданий и признание ценности совместного опыта. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.Третий этап соответствует третьему и четвертому классам начальной школы. Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. Тут предполагается увеличение сложности тем для исследования, развернутость суждений, выводов, а значит, и повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Домашние задания необязательны для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны, обеспечив тем самым стимулирование и поддержку исследовательской активности ребенка.В условиях перехода на федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. При правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются так называемые нравственные привычки. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает их уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем! Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия?!Галина ЛИТВИНОВА, социальный педагог школы №399
Комментарии