Немного о тестах
Изу, дыр, бул:
повторить 3 раза с интервалом в 15 минут
В статье “Тестирование интеллекта в школе: с чем это едят?” (“УГ”, #27) мы рассказали только о тестировании интеллекта, оставив в стороне другие виды психологического тестирования, которые можно было бы применить в школе. Но психологических свойств человека к настоящему времени в науке выделено множество, а тестов, измеряющих эти свойства, изобретено еще больше. Ограниченные газетным объемом постараемся выделить лишь основные группы психологических явлений, подлежащих изучению с помощью тестов (а таких, надо сказать, меньшинство), рассказать об общих принципах тестирования данной группы свойств и привести примеры самых распространенных тестов.
1. Способности
В современной отечественной психологии наиболее популярно определение способностей по трем признакам, предложенным еще в 1961 году одним из крупнейших советских психологов Б.М.Тепловым. Эти признаки таковы: первый – способность есть индивидуально-психологическая особенность, отличающая одного человека от другого, что означает возможность сравнивать людей между собой по способностям. Второй признак – способность есть особенность, имеющая отношение к успешности выполнения деятельности, причем деятельность имеется в виду любая: и какая-либо конкретная, и деятельность вообще. Третьим признаком Теплов считает несводимость способностей к знаниям, умениям и навыкам, уже имеющимся у человека, хотя способности во многом определяют легкость приобретения ЗУНов (Знаний-Умений-Навыков).
Наиболее распространенная классификация способностей – это разделение их на общие и частные. Частные (литературные, математические, художественные) – это те, от которых зависит успешность конкретной деятельности. Общие (интеллектуальные, творческие способности, память) обеспечивают успешность любых видов деятельности. Отдельные авторы к общим способностям относят также и обучаемость.
Основной прием тестирования способностей – это наборы заданий, в решении которых данная способность должна проявиться. К примеру, если создается тест творческих способностей, то в него вносятся такие задачи, при выполнении которых испытуемый должен создать нечто новое, нестандартное. Наиболее известен и приспособлен к применению в России тест речемыслительной креативности (РМК), являющийся адаптацией разработанного С.Медником в 1969 году теста отдаленных ассоциаций (RAT). Основная его процедура состоит в том, что испытуемому предлагаются три слова, взятые из максимально удаленных друг от друга областей, а испытуемый должен предложить четвертое, которое каким-либо образом “увяжет” их все в единое целое. Причем слова-стимулы подобраны так, что к каждому из них существует стереотипная ассоциация. Оригинальность ответа оценивается по тому, насколько он далек от стереотипа. Тест адаптирован к применению в России Т.В.Галкиной и Л.Г.Хуснутдиновой (1991). Существуют отдельные версии теста для взрослых и детей.
Что касается памяти, то в школе с успехом могут применяться клинические пробы памяти (о разнице между тестом и клинической пробой мы писали в “УГ”, ?27). Например, проба Г.Эббингауза, состоящая в заучивании бессмысленных трехбуквенных слогов с последующим воспроизведением сразу же, затем через пятнадцать минут, час и т.д. Помимо этого, существует шкала Векслера для исследования памяти, состоящая из семи субтестов: осведомленность, ориентировка (год, месяц), психологический контроль (счет от одного до сорока по три), два рассказа для пересказа, воспроизведение списка цифр в прямом и обратном порядке, визуальное воспроизведение геометрических фигур, парные ассоциации.
2. Личность
Существует несколько так называемых факторно-аналитических концепций. Их суть в том, что они пытаются выделить несколько основных черт или факторов личности, поддающихся измерению, измерить их у конкретного человека с помощью тестов и на их основе составить так называемый индивидуально-специфический профиль личности данного человека. Это в чем-то похоже на составление словесного портрета в криминалистике: внешность каждого человека можно описать с использованием единой терминологии, опираясь на основные элементы его облика: рост, вес, цвет глаз.
Исследуются характер и темперамент. А чем они отличаются между собой? Под темпераментом понимаются динамические характеристики психической деятельности, то есть ее темп, ритм, интенсивность. Темпераментальные характеристики являются в основном врожденными. Характер же – это выработанный на основе темперамента и личного опыта стиль реагирования в определенных ситуациях.
Тестирование обоих этих параметров основано на совершенно ином принципе, нежели тестирование способностей. Тесты темперамента и характера основаны на предложении испытуемому разных типовых ситуаций, с тем чтобы он ответил, как он поведет себя в этих ситуациях.
Наиболее известный тест темперамента – это опросник Айзенка, неоднократно адаптировавшийся для использования в России. В своем классическом варианте он состоит из двух шкал: экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Первая шкала показывает направленность личности на внешний объект или на собственный внутренний мир. Вторая шкала измеряет степень остроты эмоциональных реакций и переживаний в жизненных ситуациях. На основе этих двух шкал получается раскладка на известные еще со времен Аристотеля типы темперамента: экстраверт-нейротик – холерик, “в каждой бочке затычка”, интроверт-нейротик – “плакса” меланхолик, экстраверт-не-нейротик – “развеселый” сангвиник, интроверт-не-нейротик – “тормоз” флегматик.
В качестве самого удобного теста характера можно назвать характерологический опросник Леонгарда. Он состоит из семи шкал: гипертимность (сила переживаний и реакций), возбудимость, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимность (быстрота переключения с одного состояния на другое), дистимность (истощаемость психических процессов), неуравновешенность, демонстративность, экзальтированность.
3. Функциональное состояние
Многие параметры из перечисленных выше постоянно изменяются то в одну, то в другую сторону. Это зависит от многих обстоятельств: состояния здоровья, степени утомления, погоды, тяжелых переживаний, настроения. Актуальное, ситуативное состояние всех психических функций и процессов и называется функциональным состоянием. Его тоже можно изучать с помощью тестов. Они устроены примерно так же, как тесты личности, однако для рассмотрения испытуемого предлагаются не гипотетические ситуации, а текущая. Наиболее известен из таких тестов опросник “САН”.
А зачем, собственно, все это нужно школе? И если с тестированием способностей все более или менее ясно, то абсолютно непонятно – зачем нужно все остальное?
В статье о тестировании интеллекта уже прозвучало предложение о полезности существования единого документа, в котором фиксировались бы результаты выполнения данным школьником интеллектуальных тестов в разные годы. Такой документ, содержащий результаты тестирования личности, может также оказаться полезным. Прежде всего для постоянного отслеживания развития данной личности, например, для того же самоконтроля педагогов на предмет выполнения ими воспитательных функций. Кроме того, в случае появления каких-либо отклонений (необязательно в медицинском смысле) в поведении данного школьника полезным будет тест функционального состояния с последующим сравнением его результата с данными характерологического тестирования, чтобы выяснить: эти особенности поведения – просто ситуативная реакция на какое-то изменение условий жизни или закономерное следствие всего процесса формирования личности этого человека.
Екатерина КАРИНИНА,
Ян БУХАРОВ
Комментарии