Новости
Путешествие РАО
в Петербург
Петербургские учителя любят повторять: наш образовательный стандарт выше, чем во всей России. И хотя измерения в такой тонкой сфере, как образование, – дело неблагодарное, петербуржцам действительно есть чем удивить своих коллег.
В северной столице состоялось выездное бюро президиума Российской академии образования. Гости побывали на трех разных площадках – в 56-й гимназии (гордость Петербурга), в Институте продуктивного обучения и в Российском лицее традиционной культуры. Познакомились с разработками в области информационного образования: в гимназии, оборудованной, пожалуй, лучше всех школ города, педагоги и ученики проводят совместные исследования. Компьютерную продукцию демонстрировали и в Институте продуктивного обучения. Кстати, именно здесь с 1994 года проводится международная игра “Кенгуру” – своеобразная олимпиада по математике, но очень демократичная: в ней могут принять участие все школьники.
Неудивительно, что на пороге ХХI века педагоги и академики говорят о компьютерных технологиях в сфере образования. Но Петербург – особый город. Здесь нельзя не говорить о музеях, об архитектуре. О наследии. В северной столице цель – сохранить культурные традиции и передать их подрастающему поколению – поставили перед музейной педагогикой. С Российским лицеем сотрудничает музейный комплекс “Исаакиевский собор”. К счастью, выездное заседание президиума РАО оказалось не просто посещением “образцово-показательных” гимназий и лицеев. Речь шла и о конкретных перспективах работы. Так, директор музейного комплекса “Исаакиевский собор” профессор Георгий Петрович Бутиков предложил провести совместные исследования на базе Северо-Западного отделения РАО. Создавать программы для юных петербуржцев сотрудники музея и Академии образования будут вместе.
Александра ЛИТВИНОВА
Сувенир из космоса
Молодежный космический центр МГТУ им Н.Э. Баумана (МКЦ) провел международный молодежный семинар “Исследование космоса: теория и практика”. Местом его проведения стал Институт повышения квалификации руководящих работников ракетно-космической отрасли ИПК “Машприбор” в г. Королеве Московской области. Семинар был посвящен юбилею факультета “Специальное машиностроение” Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, на котором вот уже 60 лет ведется подготовка ведущих инженерных и научных кадров для оборонной и ракетно-космической отраслей страны.
Открытие семинара проходило в зале заседаний коллегии Российского космического агентства (РКА), где состоялось вручение медалей, посвященных 40-летнему юбилею космической эры и 50-летию ракетно-космической отрасли. Все участники семинара получили на память сувенирные медальоны, сделанные из металла, побывавшего в космосе.
Работа была организована таким образом, чтобы днем участники семинара могли знакомиться с головными российскими ракетно-космическими организациями, а вечерами принимать участие в “круглых столах”. В вечерних обсуждениях актуальных проблем космонавтики и космического образования принимали участие ведущие специалисты отрасли – заместитель генерального конструктора И.С.Ефремов, руководители предприятий, космонавты, ученые.
В работе семинара приняли участие более трехсот студентов и преподавателей МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, МАТИ, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГМА им. И.М.Сеченова, сотрудников ракетно-космических организаций Москвы и г. Королева.
Галина АНИСИМОВА
Ренессанс дирижабля
Похоже, что дирижабли – на пороге ренессанса. Как о комфортабельном и в высшей степени безопасном транспорте XXI века говорили о них на двух крупных международных научных конференциях, следовавших одна за другой в июле 1996 г. вначале во Фридрихсхафене (Германия), а затем в Бедфорде (Великобритания).
Дирижабль был изобретен и испытан в полете французским железнодорожным машинистом и инженером Анри Жиффаром в 1852 г.
Сейчас они используются для перевозки крупногабаритных и очень тяжелых грузов, рекламы, поддержки с воздуха операций правоохранительных органов в крупных городах, а также пассажирского сообщения. Благодаря низкому уровню вибраций и шума обеспечивается благоприятная среда для экипажа и пассажиров.
В настоящее время во всем мире насчитывается 24 дирижабля: Бразилия – 1, Германия – 1, Канада – 1, Китай – 3, Россия – 2, Соединенное Королевство – 2, США – 13, Япония – 1. Активно занимаются дирижаблями 14 стран. Производством гелиевых дирижаблей заняты 13 фирм: 9 из них строят телеуправляемые дирижабли, одна фирма проектирует дирижабль, приводимый в движение мускульной силой, и, наконец, 3 заняты строительством тепловых дирижаблей.
Вместо завещания,
или Философия образования
для свободной России
Различные пути привели русских философов и мыслителей в эмиграцию. Одни (С.Гессен, В.Зеньковский, Н.Трубецкой, Г.Флоровский) шагнули на чужую землю с шаткого трапа кораблей врангелевской эвакуации. Других выслали из СССР на печально знаменитом “философском пароходе” осенью 1922 г. (Н.Бердяев, И.Ильин, Л.Карсавин, П.Сорокин, Ф.Степун, С.Франк). Кто-то, как Г.Федотов, стали невозвращенцами в 1924-1925 годах. Но так или иначе, к середине 20-х годов в Западной Европе сформировалось ядро философской мысли эмиграции, более того, обрисовалось и некое “единое философское пространство”.
В условиях эмиграции национальные ценности образования представлялись философам главным средством предотвращения денационализации, утраты детьми идентификации себя как русских, а следовательно, и растворения в западной культуре. Все это ставило задачу создания русских школ, где бы образовательный процесс был максимально насыщен национальными ценностями, что, в свою очередь, предполагало разработку в данном направлении новой философии образования. Такой деятельности объективно способствовала атмосфера духовной жизни русской эмиграции, в условиях которой крайне обострились патриотические чувства в связи с утратой Родины и ностальгия по Отечеству, желание сохранить в себе и детях русский дух, не дать погибнуть национальным культурным ценностям.
Философами-эмигрантами были определены основные источники национальных ценностей образования и воспитания (религия, культура, традиции семейного воспитания и гимназического образования), намечены подходы к их реализации (“воспитание в свободе и к свободе”, “в любви и к любви”, “в творчестве и к творчеству”). В данной связи они обратились к нерушимым ценностям – великие художественные достижения России, возрождение духовной традиции, новый творческий уровень размышлений о природе и путях развития научной мысли.
В книге “Путь духовного обновления” (1935) И.А.Ильин представил картину национального воспитания, построенного на широкой народной культурной основе. К числу “национальных сокровищ” образования философ относил язык (русский и церковнославянский), русскую песню (особенно хоровое пение), самобытную молитву, национальную сказку, жития святых и героев (национальная святость и доблесть), поэзию, многообразие национального искусства, историю, армию (оплот Родины), территорию (необходимо знать и любить просторы своей страны, ее жителей, природные богатства), склонность к добровольному творческому труду (живой интерес к национальному хозяйству, воля к русскому богатству) как источнику духовной независимости и расцвета русского народа.
В качестве важнейшей национальной ценности выдвигался родной язык – “имя нации” – хранилище сокровищницы миросозерцания народа, его истории, быта, духовных устремлений и достижений, “все чувствование им национальной жизни”. В борьбе с денационализацией основное место также отводилось русскому искусству: песне, драматическим постановкам, инсценировкам, ознакомлению с русской музыкой, живописью, церковным зодчеством. В данной связи предлагалось превратить школы в культурные центры, стать проводниками не только знаний, но и русской культуры во всем ее огромном необозримом содержании.
Важнейшей ценностью выступала религиозно-нравственная традиция православия, однако трактуемая вне какой-либо ортодоксальности, догматизма. Всему комплексу обрядовых, канонических, ритуальных традиций и придавалась приоритетная роль в национальном воспитании. Священные книги, житийная литература, молитвы и литургии, патриотические произведения, а также все сферы религиозного искусства (особенно иконы) выступали первостепенной важности источником для установления национальных педагогических ценностных приоритетов.
С религией философы эмиграции отождествляли такие вечные общечеловеческие ценности, как Свобода, Любовь и Творчество. В данной связи целью образования ставилось осознание юношеством русской эмиграции своего крестного пути (жизненной миссии) как желание послужить Отечеству. Содержание образования являлось достаточно широким, однако с существенным компонентом богословских знаний и акцентом на нравственно-духовном воспитании личности.
Новая философия образования строилась на приоритетности таких национальных ценностей образования, как духовность и религиозность (“познание через переживание”), подвижническое стремление к абсолютному знанию и пренебрежение относительной истиной; органическая связь обучения с жизнью, со всем укладом русского народа; соборный, общинный характер организации учебного процесса; иррационализм и даже определенная несистематичность в его осуществлении.
И.А.Ильин непосредственно на проблемы образования переносил сущностные ценности и черты народного характера, русской идеи, которая, по его определению, “есть сфера свободного и предметно созерцающего сердца”. Он вопрошал: “Что такое русское воспитание без сердца и без интуитивного восприятия детской личности? Как возможна в России бессердечная школа, не воспитывающая детей к предметной свободе?”
Заслугой мыслителей русского зарубежья является то, что они смогли обосновать пути достижения взаимосвязи религиозного и светского образования; специфичных русских педагогических традиций и универсальных (преимущественно западных) образовательных ценностей. При этом они отрицали тоталитаризм и авторитарное воспитание как факторы подавления творческой индивидуальности.
Так, например, концепции С.И. Гессена была свойственна трактовка образования не как пассивного приобщения человека к науке, искусству, праву, хозяйству, а как своего рода включения школьника в “поток науки, искусства и других духовных реальностей”. Это предполагало раскрытие индивидуальности учащихся, “личное и творческое усвоение ими духовных ценностей, немыслимое без свободных актов человеческой личности, в которых раскрывается самостоятельное убеждение человека, его совесть”.
Итоговые произведения философов русского зарубежья 40-50-х годов обращены в будущее, в них существенен прогностический характер. Создается философия образования для грядущей свободной России, русской национальной средней и высшей школы, в которой вновь преобладает светское содержание, а религиозная направленность заметно отходит на второй план. Приоритетными становятся такие ценности, как возможность свободного творчества, внутренняя независимость личности.
Мыслители прежде всего обращаются к вечным ценностям семейного воспитания. Так, например, И.А.Ильин подчеркивал, что именно семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Ориентирами воспитания в семье, по его мнению, должны были стать такие общечеловеческие ценности, как любовь, внутренняя свобода, вера, совесть, представляющие исток и содержание духовного богатства.
Заслугой мыслителей русского зарубежья явилось и то, что они не остановились на выдвижении и обосновании национальных ценностей образования, а предложили пути и средства их реализации. Ими была обоснована как компонентарная, так и “органическая” модели национальной школы. Первая предполагала включение в содержание образования автономного блока, в который наряду с родным языком входили фольклор, народный эпос, национальная музыка и живопись, художественные промыслы и ремесла. Осуществлялось изучение учащимися мирового и отечественного культурного наследия, причем в активно-творческой форме.
Органическая модель предусматривала создание национальной школы, приобщающей ребенка – носителя родной культуры – к российским и мировым ценностям, содержание образования переориентировалось в своем построении от “Я и Я” до “Я и Мир”.
В особых условиях эмиграции отечественные философы сохраняли и в значительной степени воспроизвели те русские культурные традиции, духовно-эмоциональный и интеллектуальный потенциал серебряного века, которые не были востребованы в СССР и во многом оказались там утраченными. Более того, философы придали этим непреходящим ценностям предметно-образовательный ракурс.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
доктор педагогических наук
Интернет-обзор
Что взамен суконного отчета?
Как известно, сеть Интернет была создана в Соединенных Штатах Америки для военных целей. Затем ее очень быстро “освоили” образовательные и научные организации. В нашей стране все произошло наоборот. Сначала к “глобальной паутине” подключились академические структуры, институты, университеты и даже школы, а военные только недавно поняли, что и им без телекоммуникаций не обойтись. Скажем, Министерство обороны опубликовало в Интернете свою страничку (http://rian.ru/mo). Впрочем, этот обзор посвящен именно “первопроходцам” – научным организациям России.
Свое представительство в международной сети достаточно давно открыла Российская академия наук (http://www.ras.ru). На ее официальном сайте можно узнать о структуре РАН, контактные телефоны подразделений. Других ресурсов, к сожалению, нет. За научной информацией сервер вежливо предлагает обратиться к другим источникам и тут же публикует “ссылки” на сайты по всему миру. Кроме того, с момента создания сервера никаких обновлений до сих пор сделано не было. Та же ситуация и у Российской академии естественных наук (http://www.raen.ru), и у Академии гуманитарных исследований (http://web.redline.ru/~ahr/ ). Здесь помимо официальной информации, к сожалению, везде развешаны сообщения, что “идет реконструкция”.
В общем, если вы решите отправиться за научной информацией прямиком к их создателям ничего у вас не получится. Поэтому советую обращаться либо к электронным версиям специализированных изданий – например, “Курьер РАН и высшей школы” (http://www.free.net/courier/ENTRY.ru.html), “Независимая газета – Наука” (http://www.ripn.net/infomag/newspapers/n004r/). Или к образовательным серверам. Таким, как VIVOS VOCO! (http://www.techno.ru/vivovoco). Здесь педагог может найти много интересной информации, в том числе материалы из журналов “Природа”, “Знание-сила”, новости науки и техники. По мнению известного знатока Интернета Андрея Себранта, сервер VIVOS VOCO! – это “именно то, чего не хватает российскому образованию вообще, не говоря уж про его интернетовскую часть. Правильная подборка материалов, над которыми можно подумать, а не суконный отчет о разработке очередной бессмысленной методики”.
Итак, наши научные организации в ситуации с Интернетом, видимо, исповедуют принцип: “сначала ввязаться в битву, а потом разбираться”. Поэтому тем, кто знает английский язык, пока что везет больше. Посетите, например, сервер http://www.sciencedaily.com, где ежедневно появляются новости науки из самых разных областей знаний. И почувствуйте разницу.
Константин ШАПОВ
Комментарии