search
Топ 10

Научные исследования в начальной школе? Это реально!

Завершил свою работу X Рождественский фестиваль “Юный исследователь”, организованный Общероссийской Малой академией наук “Интеллект будущего” и Центром развития образования, науки и культуры “Обнинский полис”. Мероприятие проходило в парк-отеле “Яхонты-Таруса”, расположенном в Калужской области.

На фестиваль приехали ребята из самых разных городов нашей страны – Иркутска, Нижнего Тагила, Нефтекамска, Уфы, Перми, Саратова, Белгорода, Казани и т.д. Поскольку возраст участников был ограничен, в основном, начальными классами, детей, помимо педагогов – научных руководителей, сопровождало довольно большое количество родителей. Этот момент был заранее учтён организаторами, потому программа фестиваля изобиловала мастер-классами, круглыми словами, семинарами, которые специально были рассчитаны на эту аудиторию.

Так, кандидат психологических наук, доцент МГГУ им. Шолохова Марина Волкова провела очень интересный и полезный мастер-класс для педагогов и родителей \”Обучение взрослым бизнес-технологиям в начальной школе\”. Профессор МПГУ, кандидат педагогических наук Людмила Маленкова подробно рассказала, \”Как в современных условиях решать проблемы воспитания будущего успешного исследователя\”.

Выступление профессора АПКиППРО, кандидата философских наук Ольги Панченко \”Образование в новой реальности: перспективы интеллектуального развития педагога\” хоть и было обращено, в первую очередь, к учителям, однако его с интересом слушали папы и мамы, бабушки и дедушки приехавших на фестиваль детей. То же самое в полной мере относится и к семинару доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии АПКиППРО Инессы Зарецкой \”Культура делового общения как показатель профессионального роста педагога\”. Ведь приобщение к культуре – задача не только школы, но и семьи.

Весьма ярким был семинар доктора психологических наук, профессора УрГПУ, психолога-консультанта психологического центра \”ЛОТОС\” Александра Лобка, который разделил свой мастер-класс на две подтемы: “Мастерская азартного исследования” и “Мастерская азартной математики”.

По тому же принципу был построен и мастер-класс кандидата географических наук, доцента кафедры мировой экономики экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ Виктора Крысова. Он поделился опытом с педагогами и родителями, “Как быстро запомнить географическую карту”, а также объяснил, что такое “Визуальный язык и дидактический дизайн”.

В заключительной, финальной части фестиваля гостей ждал сюрприз – встреча с известным российским бардом, композитором, автором многочисленных песен к детским мультфильмам, Заслуженным деятелем искусств РФ Григорием Гладковым.

Фоторепортаж с мероприятия находится здесь.

P.S. Всех присутствующих волновал вопрос: каким образом должны взаимодействовать семья и школа, родители и учителя, чтобы грамотно организовать научно-исследовательскую и проектную деятельность, помочь детям реализовать свои интересы, углублять знания и быть успешными.

– Интерес ребёнка к науке и экспериментам может появиться, в первую очередь, благодаря родителям, – считает старший преподаватель Обнинского института атомной энергетики, эксперт МАН Константин Калганов. – Если они рассказывают что-то захватывающее, учат рассуждать, размышлять, строить предположения и гипотезы, а также искать и проверять услышанную информацию, это определённым образом настраивает детей на ту или иную деятельность. Школа, безусловно, в этом плане играет свою роль, но именно родители первыми учат своих детей познавать мир, буквально, с самого рождения.

– То, что здесь много родителей, на мой взгляд, очень хорошо, – уверен старший научный сотрудник лаборатории \”Духовно-нравственные основы воспитания\” Государственного НИИ семьи и воспитания РАО, учитель математики школы №6 Обнинска Калужской области Валерий Клепиков. – Для достижения успеха и получения полноценного образования необходимо объединить усилия всех, от кого оно зависит – семьи, школы и системы дополнительного образования. Родители дают детям любовь, внимание, заботу, поддержку, организуют их быт, обеспечивают им домашний комфорт и душевное тепло. Чтобы заниматься творческой деятельностью, нужны соответствующие условия, и их создание зависит, прежде всего, от родителей. Они должны создать для своего ребёнка ту атмосферу, в котором ему будет легко и приятно заниматься. Например, купить книги по той или иной теме, приобрести компьютер, мебель, оборудование. А успехи школьника во многом зависят от того, насколько его родители помогают поддерживать распорядок дня, полноценно питаться, высыпаться.

– Я тоже считаю, что именно семья, а не школа, играет ведущую роль в организации научно-исследовательской работы детей, – соглашается мама ученика 6 класса гимназии №1 Саратова Ирина Кон. – Конкретно в нашем случае инициатива исходила от нашего учителя, за что я ему очень благодарна. Но, фактически, нам просто показали, что этим можно и нужно заниматься. А мы уже потом взяли всё в свои руки и начали работать, тем более, что мы и сами имеем отношение к научной деятельности. Мне кажется, это самое лучшее и полезное из всего, что нам предложила школа в плане внеклассной работы. И для нас главное – это не первое место в конкурсе, а те навыки, которые ребёнок приобрёл в ходе подготовки и выполнения исследования. Он не в состоянии сам написать работу, произвести расчёты, ему нужно подсказывать, как это делается, делать вместе с ним. Но с каждым годом он становится всё более самостоятельным, а полученные навыки помогают ему обходиться и без моей помощи.

– По новым ФГОС у нас все учителя, которые занимаются научно-исследовательской работой, берут маленьких деток и уже с первого класса ведут у них исследовательский кружок, – рассказывает учитель географии Троицкой школы Губкинского района Белгородской области Татьяна Посохова. – Уже ведь с самого начала видно неординарно мыслящих ребят, обладающих пытливым умом. Они постоянно всем интересуются, задают вопросы и ищут на них ответы. Важно уметь поддержать в ребятах любознательность, развить в них желание разгадывать загадки. Тут одного материала учебника не хватает, нужно искать интересную информацию из самых разных источников. Конечно, без помощи семьи не обойтись. Правда, далеко не каждый родитель способен поддержать своего ребёнка в том деле, в котором он совершенно не разбирается. Но учителю нужно уметь найти подход к каждому, чтобы сделать его своим союзником.

– На Рождественский фестиваль я приезжаю уже шестой раз, так что я имею опыт участия в научно-исследовательских проектах, – признаётся ученик 8 класса Самарского лицея информационных технологий Михаил Романов. – Найти тему, подобрать материал, организовать исследование мне помогают мои школьные учителя и родители. Первые, в основном, мотивируют, подсказывают идеи, наталкивают на мысль, вторые – помогают оформлять, приобретать нужные книги. Однажды я решил, что всё это смогу сделать сам, от и до. Но получилось, честно говоря, не очень хорошо. С тех пор я стараюсь не отказываться от помощи и поддержки взрослых.

– Если ребёнок чем-то заинтересовался, нужно всегда его поддержать, помочь, – делится мнением Розалия Ахмадуллина, бабушка ученицы 2 класса гимназии №75 Казани, Татарстан. – Но не делать за него всё, а только то, что он сам не может, что ему слишком сложно. Например, мы всей семьёй помогали ей сочинять стихи на тему математических правил, а также вместе с ней искали в Интернете нужный материал для проекта. Я категорически против того, чтобы взрослые писали ребёнку работу, используя всякие заумные слова, а тот потом учил текст наизусть и читал, не понимая сути.

– Самое главное, что может сделать для своего ребёнка родители – это вдохновить его, воодушевить, особенно когда он пытается делать что-то, а у него это не получается, – подытоживает директор образовательных программ Малой академии наук “Интеллект будущего” Татьяна Ляшко. – У детей ведь не хватает знаний, умений, навыков, терпения, усидчивости. Надо помогать им вырабатывать в себе упорство, целеустремлённость, трудолюбие. Но это можно сделать, только на собственном примере, работая вместе с ним, преодолевая трудности и показывая, как можно решать те или иные проблемы и задачи, предлагая ребёнку разные варианты, на выбор.

Вывод однозначен: мы должны понимать, что делаем общее дело, а потому нужно трудиться сообща и стараться помочь друг другу!

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту