Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы
Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях
Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше
В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди
Трансляция Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 12 мая
Глава Минпросвещения: действия сотрудников казанской гимназии позволили избежать большего числа жертв
Третьяковка покажет картину 13-летней школьницы Александры Манакиной из Иванова
В Казани простились с учительницей, спасшей детей при нападении на гимназию
Эксперт объяснила, как родителям выпускников школ поддержать детей при выборе профессии
Врач рассказал, что положить в туристическую аптечку
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди Трансляция Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 12 мая Глава Минпросвещения: действия сотрудников казанской гимназии позволили избежать большего числа жертв Третьяковка покажет картину 13-летней школьницы Александры Манакиной из Иванова В Казани простились с учительницей, спасшей детей при нападении на гимназию Эксперт объяснила, как родителям выпускников школ поддержать детей при выборе профессии Врач рассказал, что положить в туристическую аптечку
Юность. Наука. Культура

Научная и исследовательская деятельность на уроках географии

Учительская газета, №31 от 30 июля 2019. Читать номер
Автор:

Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть ему путь к самостоятельному познанию истины

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Приведу пример урока в 7‑м классе, где дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала).
Класс делится на исследовательские группы специалистов. Картографы определяют географическое положение материка; геоморфологи исследуют рельеф; геологи объясняют строение земной коры; климатологи определяют климат; гидрологи проектируют картину внутренних вод.
Каждая группа готовит устный отчет о своей работе, оформляя контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.
В течение 3‑4 минут дети формулируют задачи, которые им предстоит решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные карты. В помощь детям предлагаются инструкции и дополнительная литература.
Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: «Чем отличается природа Австралии от других материков?» (малой площадью, удаленностью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т. д.).
Такая работа дает важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Все это, безусловно, повышает познавательную активность школьников.
В 6‑м классе на уроках-практикумах ребята обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а затем применяют полученные навыки при изучении климата своей местности. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей гипотезы и т. д.; способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, навыков контроля и самоконтроля, аналитического и критического мышления.
Таким образом, исследовательская деятельность – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого формируются аналитические способности, готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать различные способы деятельности в любой сфере науки и культуры.
Надежда ПОПОВА, участник конкурса «Научный катализатор», организованного Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего», учитель географии Песковатской школы, Бобров, Воронежская область

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt