search
main
Топ 10
«Учитель года России – 2023»: как прошла торжественная церемония открытия финального этапа конкурса Об избирательной системе России расскажут российским школьникам 25 сентября на «Разговорах о важном» Учителей, студентов и школьников приглашают принять участие в акции «Педагогический диктант» ЕГЭ-2024: какие изменения ждут выпускников школ Объявлены имена лауреатов Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям-2023» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям-2023» стала педагог из Уфы Ирина Димова: конкурс «Учитель года» открыл много прекрасных преподавателей, «моцартов» в педагогике В Карачаево-Черкесии назвали 15 лауреатов конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023» Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Финал конкурса «Воспитатель года России-2023» станет самым многочисленным за всю историю Российским учителям предлагают разрешить оставлять школьников на второй год Кузбасские депутаты предложили больше поддерживать школьников и учителей Толстовский педуниверситет отметил 85-летие открытием педагогического «Кванториума» В Минпросвещения считают необходимым вернуться к советскому опыту профориентации школьников Финал конкурса «Учитель года России - 2023» стартует 22 сентября Глава Рособрнадзора: вопрос сокращения документационной нагрузки очень тяжелый Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам В Белгородской области состоялось открытие первого центра одаренных детей «Выборы» директора школы, меры поддержки педагогов, советский опыт профориентации: новости образования Сергей Кравцов, Анастасия Зырянова и Андрей Воробьев напутствовали финалистов конкурса «Учитель года России–2023»
0

Научная и исследовательская деятельность на уроках географии

Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть ему путь к самостоятельному познанию истины

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Приведу пример урока в 7‑м классе, где дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала).
Класс делится на исследовательские группы специалистов. Картографы определяют географическое положение материка; геоморфологи исследуют рельеф; геологи объясняют строение земной коры; климатологи определяют климат; гидрологи проектируют картину внутренних вод.
Каждая группа готовит устный отчет о своей работе, оформляя контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.
В течение 3‑4 минут дети формулируют задачи, которые им предстоит решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные карты. В помощь детям предлагаются инструкции и дополнительная литература.
Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: «Чем отличается природа Австралии от других материков?» (малой площадью, удаленностью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т. д.).
Такая работа дает важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Все это, безусловно, повышает познавательную активность школьников.
В 6‑м классе на уроках-практикумах ребята обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а затем применяют полученные навыки при изучении климата своей местности. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей гипотезы и т. д.; способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, навыков контроля и самоконтроля, аналитического и критического мышления.
Таким образом, исследовательская деятельность – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого формируются аналитические способности, готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать различные способы деятельности в любой сфере науки и культуры.
Надежда ПОПОВА, участник конкурса «Научный катализатор», организованного Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего», учитель географии Песковатской школы, Бобров, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте