Этой теме был посвящен мастер-класс, в котором участвовали учителя начальных классов и родители первоклассников. Работа шла на компьютерах MacBook.
К лючевыми вопросами мастер-класса стали такие:
• Результаты освоения ФГОС НОО – формирование ключевых компетентностей:
– компетентность в решении проблем;
– информационная компетентность;
– коммуникативная компетентность.
• Клавиатурный ввод текста – метапредметное умение.
• Основные принципы клавиатурного письма.
Сначала состоялось знакомство с основными принципами клавиатурного письма: постановка рук на клавиатуре, зональное расположение букв. Затем началась работа в ПервоЛого: зональная раскраска клавиатуры, знакомство с Тетрадью на печатной основе, с тренажером aTypeTrainer4Mac и выполнение тренировочных упражнений, знакомство с интернет-ресурсами для обучения клавиатурному письму, прозвучали рекомендации по безопасному режиму работы и состоялось знакомство с пальчиковой гимнастикой для профилактики спазма глаз.
В соответствии с новым стандартом образования и ООП основной целью изучения информатики в начальной школе стало формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру универсальных учебных действий (УУД). С точки зрения достижения метапредмет-ных результатов обучения, а также продолжения образования на более высших ступенях (в том числе и обучение информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценны компетенции, отраженные в содержании курса:
• Основы логической и алгоритмической компетентности;
• Основы информационной грамотности;
• Основы ИКТ-квалифика-ции;
• Основы коммуникационной компетентности.
Предметным результатом ИКТ-квалификации к концу обучения в начальной школе стало овладение учащимися квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке. Развитие навыка клавиатурного письма наравне с развитием традиционного письма дает важный инструмент для формирования коммуникативных учебных действий в новой начальной школе.
Клавиатурное письмо – ввод текста с помощью клавиатуры компьютера слепым десяти-пальцевым методом. Зачем же этому надо учить детей в начальной школе и как?
В 1-м классе на уроках письма мы учим детей писать буквы, слова, предложения письменными буквами. Это достаточно длительный процесс. У кого-то из детей он идет быстрее, у кого-то лучше и быстрее получается писать, а у кого-то в силу слабо развитой моторики буквы получаются корявые, рука не слушается, темп письма медленный. Дети приходят в 1-й класс уже хорошо и разносторонне подготовленными, сложности в обучении письму не должны стать препятствием к успешности освоения программы начального образования. Чтобы сделать процесс обучения насыщеннее, интереснее и разнообразнее, мы включаем в процесс обучения работу на компьютере. Обучив детей клавиатурному письму, можем предложить им не только работать в тетради, но и печатать, оформлять свои работы, используя компьютер. Такая работа вносит в процесс обучения интерес, желание работать и творить.
Основная часть мастер-класса была посвящена технологии обучения учащихся клавиатурному письму.
• Когда и на каких уроках можно заниматься клавиатурным письмом?
– Исходя из практики, можно сказать, что работать на тренажере можно как на уроках письма, так и на уроках обучения грамоте, отводя на это 1015 минут. На первых этапах времени уходит больше, а в дальнейшем время на работу сокращается и составляет 7-10 мин.
• Как происходит работа на тренажере?
– Если в классе около 30 человек и 15 компьютеров, то класс делится на две подгруппы. Одна подгруппа работает на тренажере, а другая занимается отработкой изученных букв в тетрадях на печатной основе. Далее группы меняются видами работ.
Ф Откуда взять упражнения для тренажера?
– В Word учитель печатает упражнения по отработке букв и выкладывает готовый документ на строку тренажера. Это можно сделать самим, а можно воспользоваться уже готовым материалом, выложенным на сайте.
• Что такое тетрадь на печатной основе?
– В этой тетради даны разные упражнения на отработку изученной буквы в виде работы со слогами, словами, предложениями, звуковыми схемами, лингвистическими и логическими вопросами. Задания можно составлять самим, а можно воспользоваться уже готовым материалом, выложенным на сайте.
• Перспектива.
– По мере изучения клавиатуры в процесс обучения будут включены упражнения для самостоятельного осознанного набора текста, включающие составление слов, предложений, создание текстов.
Мастер-класс прошел в позитивном рабочем настроении. Участники активно включались и с интересом выполняли все практические задания. Большую заинтересованность показали родители, которые задавали много вопросов по введению ФГОС.
Комментарии