search
main
0

Научить детей быть счастливыми: Петр Положевец о программе по развитию личностного потенциала

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» с 2016 года разрабатывает и реализует программу развития личностного потенциала. По итогам конкурса к ней присоединяются еще 11 регионов страны. С нового учебного года в программе будут участвовать уже 30 субъектов Российской Федерации. О планах проекта, его целях и задачах рассказал «Российской газете» руководитель Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Григорьевич  Положевец.

О программе 

Поправки в федеральный закон об образовании, принятые в прошлом году, придают особое значение воспитанию детей. Развитие личности ребенка и человеческого потенциала стали приоритетными для государственной политики.

По словам Петра Положевца, программа развития личностного потенциала призвана научить детей быть счастливыми, успешными, уметь управлять своими эмоциями, строить отношения с окружающими. Об этом пишет «Российская газета».

Личностный потенциал включает три составляющие: способность к осознанному выбору, к постановке цели и ее достижению, а также умение противостоять давлению, чувствовать себя уверенно. Все это поможет легко адаптироваться в меняющемся мире. Каким мы вырастим будущее поколение – в такой стране нам и придется жить. Сегодняшним детям через два-три десятка лет предстоит самим управлять государством. Так что правильное формирование личностных качеств чрезвычайно важно. Для этого школам необходимо помочь изменить свою среду и культуру, а педагогам и тем, кто управляет системой образования, нужно самим постоянно совершенствоваться.

Программа развивает не только личностный потенциал ребенка, но и социально-эмоциональные навыки взрослого наставника. В воспитание по максимуму должны быть вовлечены и родители. Поскольку мир сегодня быстро меняется, всем предстоит учиться адаптироваться к переменам.

Программа развития личностного потенциала сложилась не случайным образом, это не простой набор разнородных элементов детской психологии. Она основана на работе ведущих ученых России, которые занимались исследованием потенциала личности, досконально изучали феномены субъективного благополучия и мотивации. Методологической основой программы является теория личностного потенциала человека, которая разработана доктором психологических наук, профессором НИУ «ВШЭ» и МГУ им. Ломоносова Дмитрием Леонтьевым; позитивная психология, педагогика достоинства академика РАО, доктора психологических наук, профессора-исследователя НИУ «ВШЭ» Александра Асмолова; а также курсы «Диагностика и проектирование личностно-развивающей образовательной среды» Витольда Ясвина и «Стратегическое проектирование в образовательной организации» Александра Моисеева (МГПУ).

По мнению ученых, от личности и мотивации зависит значительно больше, чем от интеллекта и одаренности. Как правило, самодисциплина обеспечивает больше шансов на успех, чем уровень развития интеллекта. Одаренный человек без глубокого личностного развития является источником кризисов и проблем: чем более он одарен, тем более явные проблемы он порождает. Далеко не все одаренные люди могут справиться со своими способностями, если развитие личности за ними не поспевает. Дети с высоким личностным потенциалом могут быть одновременно успешными в учебе и психологически ощущать себя комфортно. Если личностный потенциал человека не развит, то за достигнутый успех приходится платить очень высокую цену. Ему сложно быть счастливыми и успешными одновременно.

Кто реализует программу

Фонд Сбербанка «Вклад в будущее» заключает договор с органами исполнительной власти в сфере образования региона. Каждая сторона, согласно документу, принимает на себя конкретные  обязательства. Фонд должен обеспечить участника методиками и обучающими материалами, подготовить на месте рабочую команду. Регион обязан осуществлять программу, включив ее в государственное задание организации, которая будет выполнять функции оператора. Оператором может выступить местный институт развития образования или институт повышения квалификации, педагогический вуз. Программа должна осуществляться от органов исполнительной власти до конкретного образовательного учреждения.

В настоящее время у программы существует сильная научная поддержка: в МГПУ работает лаборатория развития личностного потенциала в образовании. Ее сотрудники проводят весь обучающий цикл для преподавателей и управленцев. В качестве партнеров выступают Международная лаборатория позитивной психологии НИУ «Высшая школа экономики», Федеральный институт развития образования  РАНХиГС, институты РАО. Свою поддержку участникам программы оказывает также консорциум университетов для запуска сетевой исследовательской магистратуры по развитию личностного потенциала, – говорит в интервью «РГ» Петр Григорьевич.

Каждое образовательное заведение, которое участвует в программе развития личностного потенциала, проходит полный цикл погружения. Сначала обучается команда управленцев – директор учреждения, его заместители и психолог. Затем в этой школе или детском саду создается личностно-развивающая образовательная среда. Для этого оценивается степень свободы, возможностей для творчества и самореализации, выбирается направление развития, создается совместный проект. Консультанты программы помогают его доработать и подобрать необходимые инструменты. Затем в проект вовлекаются все педагоги. И только после этого задействуют детей и родителей.

Петр Положевец отмечает, что примерная рабочая программа воспитания в учебных заведениях подчеркивает важность не персональных достижений, а результатов коллективной работы ребят. С этой точки зрения лучшей будет признана та школа, где дети имеют больше свободы для творчества, самовыражения и совместных достижений, а не та, где больше победителей олимпиад и поступивших в вузы.

Первые эффекты реализации программы

Первые эффекты программы уже сейчас вполне можно оценить. Проводились специальные исследования, которые выявили устойчивые взаимосвязи личностных характеристик педагогов и результатов детей. Удалось обнаружить связь между сформированностью навыков достижения цели, коллективной работы, управления эмоциями учеников начальных классов и аспектами личностного потенциала их педагогов. Речь здесь о толерантности учителя к неопределенности, его мировоззренческая активность и ответственность.

Кроме того, исследования показали, что по мере реализации программы развивались ключевые характеристики личностного потенциала управленцев и учителей. Снизилась их установка на заданность, выросла профессиональная мотивация.

Создатели программы надеются, что в долгосрочной перспективе дети, которые уже занимаются по данной программе, выберут свой жизненный путь и начнут ему следовать, максимально используя свои способности и чувствуя себя психологически комфортно.

В планах – увеличить число участвующих в программе регионов. Возможно  дистанционное обучение ее методикам. Как подчеркивает Петр Положевец, если наши дети вырастут свободными и счастливыми, такой же будет и наша страна. Он рассчитывает, что программа развития личностного потенциала приведет к позитивным переменам.

Полный текст интервью читайте по ссылке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте