search
main
0

Научить активности и ответственности

Совет Европы объявил 2005 год Европейским годом гражданственности через образование под девизом «Жить и учиться демократии». Этим он желает привлечь внимание к тому, насколько важную роль на протяжении всей жизни играет образование в развитии активной гражданственности и создании демократической культуры. Цель года – познакомить людей с фактом, что гражданственность – всеобъемлющее понятие, включающее в себя умение в полной мере пользоваться своими правами и чувствовать защищенность со стороны демократического общества; с другой стороны, гражданственность также подразумевает, что каждый должен вовлечься в вопросы, касающиеся жизни в обществе, и действовать в течение всей жизни как активный и ответственный гражданин, уважающий права других.

В настоящее время в России происходит становление новой системы формирования таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. Известно, что в процессе формирования активного гражданина важная роль отводится его педагогам.

На протяжении последних лет Ассоциация «За гражданское образование», партнерство «СИВИТАС-Россия» совместно со своими зарубежными и российскими партнерами проводит в России двух-трехдневные семинары по активным и интерактивным методикам преподавания общественных дисциплин, а также по технологии социального проектирования. На них приглашаются как преподаватели школ, ссузов, вузов, так и представители администрации образовательных учреждений.

Такие семинары стали традиционными в нашей области. Их организует и проводят Центр гражданского образования и информационного обеспечения совместно с Министерством образования и науки Астраханской области и областным институтом повышения квалификации учителей. Занятия проводятся очень динамично и практически не включают в себя лекционного материала. Участники находятся в роли учеников, выполняют задания, работают в группе, анализируют документы и понятия, разрабатывают собственные социальные и учебные проекты. В живом общении и реальной практике они видят сильные стороны и недостатки предлагаемых им вариантов проведения занятий и внеклассной деятельности.

В октябре прошлого года подобный семинар прошел на базе школы одаренных детей, куда были приглашены учителя общественных дисциплин астраханских школ, преподаватели Астраханской школы милиции для знакомства с интерактивным курсом для старшеклассников «Живое право», разработанным педагогами Санкт-Петербургского института права им.Принца Ольденбургского.

На базе школы №40 г.Астрахани состоялся еще один семинар «Активные методы преподавания в гражданском образовании».

Основной целью активных методов обучения является: выработка у школьников собственной позиции по отношению к власти, законности. Это помогает развить у подростков активную жизненную позицию. Ребята приобретают навыки коллективной работы по достижению общих целей. Умению оценивать ситуацию. Принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.

Если говорить о целях данного семинара, то их можно сформулировать следующим образом: объяснить роль интерактивных методов в гражданском образовании; моделировать и самостоятельно составлять занятия с использованием интерактивных форм и методов; обсудить возможность использования компьютерных технологий на интерактивных занятиях; познакомиться с проблемой оценивания при использовании интерактивных методов.

Всего участвовало 28 человек. В основном это учителя истории и обществознания города и области, а также заместители директоров, методисты районных отделов образования, преподаватели астраханского педагогического училища №1 и Астраханского государственного университета, декан исторического факультета Астраханского государственного университета, методисты кафедры социально-политических дисциплин института усовершенствования учителей и Центр гражданского образования. В работе семинара приняли участие Евгений Беляков – директор партнерства «СИВИТАС-Россия», Лариса Жиронкина – заведующая кабинетом истории и обществоведческих дисциплин Орловского ИУУ. Они провели занятия на темы: «Общественный интерес и право на неприкосновенность частной жизни», «Безопасность граждан, или Как не стать жертвой преступления», «Формы участия граждан в политической жизни», «Основные понятия гражданского образования».

Методисты-тренеры Астраханского центра гражданского образования Н.Пананина и В.Штонда провели свои занятия, тоже в интерактивной форме: «Как не быть агрессивными», «Соучастие», «Дело Крошки».

По итогам двух дней слушатели, выступавшие в роли учеников, разработали собственный вариант занятия и представляли его своим коллегам, отвечали на вопросы, анализировали, обменивались собственным опытом. В результате учителями были представлены следующие разработки уроков:

Группа 1. «Проблема наркомании в обществе». 8-9 класс. Обществознание, классный час (авторы: Гульнар Сапахова, Ирина Рябина, Полина Гетманцева, Эльза Тутаринова).

Группа 2. «Свобода в деятельности человека». Обществознание. 10-й класс. (авторы: Ольга Парипа, Ирина Атаева, Марина Геллер).

Группа 3. Урок-дискуссия с элементами исследования по теме «Кто выиграл Великую Отечественную войну?». История 11-й класс (авторы: Альфия Кушалакова, Елена Львина, Людмила Семенова).

Группа 4. Тема. «Защита природы». Граждановедение. 8-й класс. (авторы: Гульфия Умерова, Александр Идрисов, Любовь Бутырина, Айман Исахаева).

Индивидуальные разработки уроков представили: Гульнар Сапахова, Лиманская школа. (Тема: «Основы конституционного строя». Обществознание 9-й класс) и Ирина Рябина. (Тема: «Общение», 8-й класс, «Я и моя семья», Граждановедение 5-6-й кл).

Участники семинара проявляли высокую заинтересованность и активность, отмечали непринужденную обстановку на занятиях.

Потребность учителей в организации подобного рода семинаров несомненна, т.к. они имеют важную практическую направленность.

Ирина ЯЦУКОВА, директор Центра гражданского образования, Астрахань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте