search
main
0

Натаскивание исключается. «Кругозор» расширяет кругозор

Понятие «предшкольное обучение» для Петербурга не новость: в 80-е годы XX века регион одним из первых участвовал в эксперименте по обучению шестилеток. Опыта, по словам специалистов, накоплено достаточно. О ходе эксперимента по введению предшкольного обучения рассказывает заместитель председателя Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Петр Анатольевич БАРАНОВ.

– На сегодняшний день, учитывая особенности нашего региона, мы считаем оптимальной формой организацию обучения детей на базе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), поскольку в них для этого созданы все необходимые условия. Конечно, рассматриваются и альтернативные варианты, например, организация обучения дошкольников на базе прогимназий. Около четырех лет в регионе идет работа по внедрению новой программы по дошкольному образованию «Кругозор», которую создал коллектив Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования. Эта программа полностью обеспечена методически. Поскольку ее разработчики территориально находятся в Петербурге, то существует возможность оперативной и системной организации научно-методического сопровождения программы. Смысл «Кругозора» в рамках предшкольного образования – это освоение образовательного и культурного пространства Петербурга. Программа разделена на месяцы, месяцы – на недели, и каждая неделя является тематической по своему содержанию и связана с освоением того пространства, с которым сталкивается дошкольник.

Если уточнять основную цель этой новой разработки, то она заключается в следующем: не нужно брать на себя функции начальной школы, необходимо создать все необходимые условия для развития дошкольников. Сегодня, как показывает практика, намечается тенденция, связанная с натаскиванием дошкольников на освоение образовательной программы начальной школы, и, по нашим данным, уже 30% дошкольников, выпускающихся из ДОУ и поступающих в начальную школу, испытывают определенный дискомфорт, нежелание идти учиться из-за той методики начальной школы, которая совершенно бездумно копируется в ДОУ вне учета возрастных особенностей детей. Ребенок, еще не переступив порога школы, уже не мотивирован на учебу. Поэтому программа предшкольного обучения должна носить общеразвивающий характер. При этом нельзя слишком узко понимать сам процесс развития ребенка. Опять же, как показывает практика, у нас многие воспитатели и преподаватели начальной школы абсолютизируют развитие мышления через постановку разных проблемно-познавательных заданий. На самом деле понятие «развитие» гораздо шире. Это развитие и воли, и памяти, и, что немаловажно, развитие личностных качеств, а также всего, что связано с развитием моторики мелких мышц ребенка. Таким образом, повторюсь, программа предшкольного образования должна носить общеразвивающий характер и включать все аспекты, связанные с личностным становлением маленького человека.

Кроме того, мы считаем, что необходимо осуществлять эксперимент по введению предшкольного образования, опираясь на уже существующие традиции, на опыт, который накоплен системой дошкольного образования города.

– Какова система петербургского дошкольного образования?

– Она у нас является вариативной, и в ней представлены шесть видов ДОУ. Существуют также такие современные виды ДОУ, как центры развития ребенка. Есть и серьезно поддержаны общественностью так называемые центры приюта и оздоровления детей. В практике Санкт-Петербурга и создание в ДОУ групп кратковременного пребывания детей. Единственная проблема, которая является общей для любого мегаполиса, и Петербург здесь не является исключением, это сохранение очередей на получение места в дошкольном образовательном учреждении. Увы, сегодня в городе более двух тысяч желающих отдать своих детей в ДОУ, и решение этого вопроса уже связано с созданием и совершенствованием самой инфраструктуры образования: открытие новых ДОУ, оптимизация сети, анализ функционирующих зданий и т.д.

Что касается реализации предшкольного образования, то есть трудности, которые, как мне кажется, заключаются в некотором отсутствии преемственности ДОУ с системой начального образования. Сегодня не всегда возможен продуктивный контакт между учителями начального звена школы с руководителями и воспитателями ДОУ.

– Почему?

– Наверное, это объясняется существованием определенных стереотипов, инерционности. Преемственность, на мой взгляд, должна заключаться в том, что участникам образовательного процесса необходимо, с одной стороны, хорошо знать те образовательные программы, которые реализуются и в ДОУ, и в школе, а с другой стороны, нужно предельно четко дифференцировать функции дошкольного образования и школы, чтобы избежать ненужного дублирования. Эти функции должны быть определены, осмыслены и, главное, если говорить о дошкольном образовании, нацелены на развитие ребенка плюс умение выстраивать отношения в рамках детского коллектива. Второму аспекту следует уделять большое внимание в ДОУ, поскольку это необходимое условие для адаптации ребенка в начальной школе и для освоения им образовательной программы. Третья функция предшкольного образования, помимо развития и умения общаться, это формирование мотивации к последующему учению.

Преемственность между ДОУ и школой должна выражаться в формировании некой единой команды. Было бы замечательно, если бы учителя начальных классов чаще бывали в ДОУ, а воспитатели посещали начальную школу и знакомились с теми требованиями, которые сегодня предъявляются к тому, кто должен осваивать содержание образовательных программ начальной школы.

– На какой возрастной период рассчитана программа «Кругозор»?

– На тот же, что и другие программы, которые сегодня реализуются, – на 5-6 лет. Что характерно, программа «Кругозор» интегрирует усилия не только воспитателей, но и родителей: там есть задания, когда, к примеру, выходные нужно провести с мамой и папой, сходить в музей, посмотреть экспозиции. Мы рассматриваем программу как комплексное пособие, которое должно совершенно менять не только сознание воспитателя, но и родителей, чтобы и они были вовлечены в мир тех проблем, которые волнуют ребенка. Данная программа прошла экспертизу на уровне регионального экспертного совета при Комитете по образованию. Как я уже упоминал, ее достоинство – в обеспечении необходимыми методическими рекомендациями: маршрутными листами, рабочими тетрадями, пособиями для родителей, и из этого арсенала методических средств любой воспитатель может выбрать то, что соответствует особенностям того контингента, с которым он работает в том или ином дошкольном образовательном учреждении. Эксперимент по внедрению программы «Кругозор» начинался с концепции, и сегодня концепция уже трансформируется в конкретные пособия, адресованные воспитателям, руководителям ДОУ. К программе проявили интерес и специалисты Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Еще одно достоинство «Кругозора» в том, что программа базируется на очень хорошей культурологической основе. Дети должны знать, что в городе существуют зоопарк, ботанический сад, памятники культуры, и чем раньше они будут соприкасаться с ценностями, которыми обладает наш город, тем вероятнее решаемость вопросов нравственного плана в будущем.

Наша программа открыта. Ею интересуются и другие регионы. Конструкция программы позволяет насыщать ее своими содержательными особенностями. Ведущий принцип – от ближнего к более широкому окружению – по сути является универсальным и позволяет регионам, учитывая конкретные условия, социокультурный, исторический опыт, традиции, использовать ее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте