По вечерам мне звонит дочкина подружка-пятиклассница и плачет: «Тетя Наташа, я не смогу решить пример, меня мама опять гулять не пустит». Мама Олеси непоколебимо убеждена, что из всех трудностей ребенок должен сам находить выход. Иначе – в угол! Олеся и нашла – меня. Ну конечно, Олеся неисправимая троечница. Хотя я бы ставила ей только пятерки – за самостоятельность, волю и трудолюбие. Но ее учителя не в курсе маминых убеждений, поэтому от души лепят тройки и двойки. Причем сдачу в магазине девочка считает лучше, чем я, когда-то круглая отличница, получившая высшее образование.
Что же делать? Понятно, что Шалва Амонашвили, успешно внедривший в практику безоценочную систему, один, но все же педагогическому сообществу пора пожалеть наших детей. Отказаться от отметок могут немногие, но надо, по крайней мере, усложнить систему. Как минимум выработать широкие критерии оценок, превратив их из ярлыков в реальные способы анализа работы. До ста баллов, как на ЕГЭ, дотянуть вряд ли получится, тогда процесс выставления отметок сильно растянется. Но почему бы не попробовать с 10 баллов? Впрочем, хоть пять баллов, хоть сто, главное, что нужно, – внимание к ребенку и индивидуальная работа с ним. Иначе, как ни меняй систему оценок, моя подруга Олеся все равно останется в середнячках.
Но в тетрадке у нее все вверх дном, что вполне отражает ее смятение. Олеся, мудрая не по годам, уверена, что она тупая, и плакать начинает, еще не прочитав пример. Что оценивают учителя бесконечными неудами? Им кажется, что знания. Олеся уверена, что ее никчемную жизнь двоечницы. Настоящей трагедией стало то, что ее исключили из школьной концертной труппы – какая общественная нагрузка, если с уроками не справляется? Хотя она уже третий год ездит на занятия в музыкальное училище (!), куда ее взяли из-за исключительных вокальных данных.
Обычное, впрочем, дело, как считает психолог Юлия Лещинская. Сначала дети, сами того не подозревая, с помощью отметок делятся на уровни усвоения знаний – отличники, хорошисты, середнячки, отстающие. Со временем начинают уже сознательнее разграничиваться в общении друг с другом. Помогают учителя – ответственные поручения даются отличникам, троечники (и уж тем более неуспевающие) попадают в разряд безответственных. Пятибалльная шкала оценок давно перестала быть современной. Точнее, четырехбалльная – единицей мало кто пользуется, а если кто и пользуется, то оценивает ею, как правило, поведение, а не знания. Да и четыре балла на деле превращаются в два: знает ребенок урок или не знает, остальное – дело учительской привычки. Вот и все критерии, да и не может столь прямолинейная система учитывать разные факторы, включая индивидуальные особенности детей. По отметке невозможно судить о действительном уровне знаний, нельзя определить направление дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать.
Все так сложно в нашей современной школе, а система оценивания осталась на дореволюционном уровне. Во второй половине XIX века она была придумана не столько как средство оценки знаний, сколько как инструмент наказания учащихся, отчуждения их от учителей. А между прочим, в 1918 году было принято решение Наркомпроса об отмене отметок и экзаменов. Вместо этого были выставки, отчеты и нечто вроде самоанализа. Впрочем, вновь вернулась пятибалльная система довольно скоро, причем снизу. Учителям так было удобнее. И хотя сейчас школа может выбрать себе иной способ оценивания, решаются на это пока немногие. Потому что, на мой взгляд, меняя систему оценивания, придется менять всю работу школы. Оценка, по сути, сейчас главное, если не единственное, средство формирования мотивации к учебе. Ведь мотивация, строго говоря, всегда держится на двух китах – любви или страхе. Потому учителя, которые не могут внушить детям любовь к учебе, предпочитают пугать их двойками. Каждый знает, что ждет его дома после этого… Или четверками – для отличника это тоже серьезный стресс. Для родителей оценка – индикатор стараний: работал от души или ленился. Совершенно автоматически первым делом спрашиваешь у ребенка, пришедшего из школы, какие у него оценки, так что он поневоле считает это главным, зачем туда ходит.
Комментарии