Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наталья Яковлева, Омск: Школам нужен дресс-код!.

Дата: 02 октября 2011, 17:20
Автор:

Мода на школьную форму в России возникла в начале 19 века под влиянием Англии. Причем, первыми «модниками» были вовсе не девушки, а гимназисты и студенты. Только в конце века появилось положение о том, что воспитанницам Смольного института предписывается ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста: для самых маленьких – коричневого, для 9 – 12 летних – голубого, для 12 – 15 летних – серого и 15 – 18 летних – белого. После революции форму искоренили, как пережиток царского режима. Обязательной она вновь стала после Великой Отечественной в 1949 году.

Мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки – коричневые шерстяные платья с черным передником. В немалой степени форма вводилась из-за экономии – у большинства детей других нарядов и не было. Да и шить-то было не из чего, кроме сукна – фабрики еще не перепрофилировались на «мирные» ткани. Постепенно форма менялась, совершенствовалась, становилась более свободной.  И в 1992 году решением Правительства России, с введением нового Закона об образовании ее, наконец, отменили.  Строгие платья и костюмы заменили  наряды в стиле «кто во что горазд». Постепенно и это этот стиль стал более свободным. Современных педагогов возмущают голые девичьи животы, глубокие декольте и вечерний макияж. Учителя жалуются, что старшеклассники, хоть сами – в спущенных штанах,  совершенно перестают думать об учебе, когда их ровесницы выходят к доске в таких нарядах.

Большинство педагогов – за то, чтобы вновь ввести форму: она, по их мнению, дисциплинирует  и, кроме этого, помогает сглаживать социальные контрасты в классе, особенно в тех школах, где учатся дети из малообеспеченных семей. Впрочем, противники формы, а это в большинстве своем дети и часть родителей, считают, что дисциплина зависит от педагога, а не от одежды. Наверное, доля истины есть в обоих мнениях, но вот с тем, что форма сглаживает социальные конфликты, согласиться трудно. Брюки и юбки  – как раз мелочи с этой точки зрения, ведь, кроме них, существуют рюкзаки, сапоги, шубы… А, главное – телефоны, ноутбуки… По мнению кандидата психологических наук Инны Дмитриевой,  подростку необходимо самовыражение, и позволить ему самовыражаться в одежде – наименьшее из зол. Если его заставить быть таким же, как все, это приведет либо к эпатажу, либо к комплексу неполноценности. К тому же именно в подростковый период происходит развитие сексуальности, которое и выражается в голых пупках и спущенных штанах. И если эту сексуальность игнорировать, забивать, она все равно выйдет наружу, но в гораздо более тяжелых формах –  в частности в ранних половых связях. Уж лучше пускай они играют одеждой, чем своими судьбами.

– Конечно, проще всех нарядить в робу, чем воспитывать вкус с детства. – Считает стилист Татьяна Жаркова. – На самом деле, одежда – это очень серьезно. Легко можно испортить ребенку жизнь.  Подростки очень трепетно относятся к своей внешности.  Нельзя, например, навязывать девочке юбку: если она считает, что у неё некрасивые ноги, это будет для нее мукой. Клетчатая юбка полнит, и если девочка не худая, то ей она только повредит.  Надо правильно выбирать пиджаки и даже пуговицы. Если мальчик склонен к полноте, то ему желательно носить пиджак с двумя пуговицами.  Если стройный и высокий –   с большим количеством пуговиц. Я очень сомневаюсь, что можно учесть особенности каждого, наряжая детей в форму. А ведь костюм – это средство коммуникации, по нему встречают, и важно, чтобы человек чувствовал себя в нем уверенно.

Детей, по мнению психолога Инны Дмитриевой,  надо в первую очередь уважать – именно отсутствие этого чувства со стороны взрослых толкает их на  неблаговидные проступки: они хотят, чтобы их заметили, но не всегда понимают, как это сделать. Им необходима свобода выбора. Другое дело, что детям можно и нужно помочь сделать этот выбор. Можно  ввести и пропагандировать корпоративный дресс-код – уже само слово гораздо легче воспринимается детьми, чем устаревшее и скучное «форма». И потом, дресс-код – это не столь жестко, и в то же время  держит в определенных рамках. Причем, важно, чтобы дресс-код соблюдали и педагоги. Решили, что нельзя носить серьги и красить губы – будьте добры, учителя, подчиняйтесь общим правилам, а не восклицайте ханжески: «Что это на тебе?». Наверное, трудно пригласить стилиста, дизайнера, косметолога  на классный час – родители таких профессий есть не в каждом классе. Но можно поручить подготовить выступление о современном деловом стиле девочкам с хорошим чувством вкуса. Хотя и самой отъявленной «моднице» это не помешает – по крайней мере, узнает нечто новое для себя. Главное – вместе, без запретов и истерик.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt