В работе педагога самое трудное – отпуск. 56 календарных дней, казалось бы, хорошо. Отдохнуть от тетрадей, уроков и непоседливых учеников можно на полную катушку. Но на деле провести отпуск так, как хотелось бы, могут далеко не все учителя…
Психологи утверждают, что чем больше отдыхаешь, тем труднее входить в рабочий ритм. Потому надо бы эти 56 дней разбить на две, а то и три части, поскольку оптимальный срок отпуска – 3 недели. Увы, для учителя это практически невозможно. Или возможно, но так удобнее администрации? Кстати говоря, об этом не думают не только российские директора школ, но и зарубежные – во всех странах педагогический отпуск совпадает с каникулами. Но ведь каникулы у нас четыре раза в год, значит, теоретически возможно? Правда, еще вопрос, хотят ли этого сами педагоги. Как ни странно, в большинстве своем, судя по десятку опрошенных мною, не очень. Но не столько отдых их манит, сколько домашние дела, на которые в течение учебного года практически не остается времени.
Психологи же говорят, что такой отдых и не отдых вовсе, а просто смена деятельности. Чтобы быть готовым к новым трудовым свершениям, надо расслабиться и забыть про дела служебные. Возможно ли это для учителя? И что, собственно, делать все 56 дней, чтобы расслабиться? Средняя зарплата омского учителя, как считают чиновники – а считают они по-своему, – составляет 17 тысяч рублей. Значит, отпускных вместе с зарплатой начислят примерно 51 тысячу рублей. Сумма внушительная. Одинокий педагог вполне может себе позволить даже море. А имеющий детей – уже нет. Судите сами. Отправиться вдвоем на базу отдыха в пригороде стоит около 70 тысяч за месяц. И это даже не санаторий с бассейном и массажем – таковой вытянет на все 90 000. Можно, конечно, не на месяц, а недельки на две, тогда база обойдется всего-то в 35, но, во-первых, даже пляжи в зоне отдыха стоят денег, а во-вторых, на оставшиеся 16 000 нужно будет как-то прожить еще большую часть отпуска. А если детей двое? Я даже не говорю про всероссийскую здравницу – Турцию: путевки на отпускные купить-то можно, но выжить будет трудно. Про профсоюзные путевки за 30 процентов стоимости можно забыть – Александр Шрам, бессменный председатель Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки, и то о них только вспоминает. А врачи стращают – холода в Сибири берут нас в плен примерно на 8 месяцев в году, а это значит дефицит витаминов, солнца, недостаток свежего воздуха и как следствие – атака вирусных инфекций.
Как же отдыхают сибирские педагоги? Приходится признать – совсем не так, как бизнесмены. И даже врачи, у которых отпуск той же длительности, и зарплата вроде тоже бюджетная. Как-то не докатилась до них волна борьбы с поборами, как, впрочем, ни до кого другого, прочно застряв на учителях. Завуч омской школы Елена Медведева, например, вместе с семьей, включая внучек, который год путешествует по Сибири – то на велосипедах, то на плотах, то на своих двоих. Экономично и полезно: движение, как известно, жизнь. И мысли о школе в борьбе «за выживание» посещают редко. Елена Федорова из Красноярского края на лето с детьми приезжает… в Омск. На родину. Для жителей Норильска и в Омске – солнце. И даже воздух где-то находят. Томичка Светлана Репина, учитель начальных классов, в любое время года, а тем более летом, отправляется вместе с мужем на рыбалку.
Разнообразие, в общем, небольшое. Есть, конечно, еще подработка в лагере, к счастью, случаются и родственники в теплых краях. Экскурсионные туры по городам России, полезные с точки зрения познания, отдыхом не назовешь – это тоже работа ума. Ах да, конечно, еще дача – как многие уверяют, «не хуже санатория», правда, я почему-то не верю. На дачи я тоже езжу – в гости, и меня хозяева обычно жалеют, тем не менее дня два после таких поездок с трудом разгибаюсь и еле волочу ноги. В общем-то дело хорошее – умственную деятельность менять на физическую. Психологи это рекомендуют, но с умом: все же разбить, хотя бы мысленно, свой отпуск на три части – в первую лучше поваляться на песке или травке, во вторую можно и сорняки выполоть, и ремонтом квартиры заняться, а в третью постепенно возвращаться в реальность – почитать что-то полезное, новые функции компьютера освоить. Проблема в том, что педагоги, судя по моему опыту общения, люди увлекающиеся, и лежать им крайне трудно – за компьютер садятся в первый же день отпуска, а уж улечься на даче для них – что-то из области фантастики. А расслабиться, забыв обо всех проблемах, необходимо! И телефон отключить. Иначе отпуск пройдет зря, и эмоциональное выгорание перестанет быть призраком. Вот что рассказала воспитатель из Иркутска Татьяна Сергеевна Уканова:
– Большинство отпусков посвящала активной деятельности – работала в загородном лагере, занималась издательской деятельностью, ездила на море, путешествовала. А в прошлом году впервые на долгие 24 дня уехали с мужем к приятелям в деревню. Сотовый телефон там не работает, мы оказались как на необитаемом острове, и я поняла, что об этом мечтала всю жизнь. Наслаждалась тишиной. Любовалась природой. Купалась в озере. Честное слово, впервые за 20 лет работы поняла, что такое отдых. И весь год проработала на этом вдохновении! Причем ни разу не схватила ни гриппа, ни простуды.
Очень почему-то хочется привести цитату из старой «Правды»: «Десятки тысяч учителей ежегодно отдыхают в «учительских и общих домах отдыха, на курортах и в санаториях. В 1931 году было 34 учительских дома отдыха и санатория, в 1936-м число их дошло до 46, в них отдыхало и лечилось около 150 тысяч учителей. Число домов отдыха для учителей и отдыхающих в них педагогов с каждым годом растет. Многие советские учителя получают в этих великолепных здравницах заслуженный отдых и восстанавливают здоровье для своей дальнейшей работы по воспитанию подрастающего поколения».
Способна ли современная власть «поднять учителя на недосягаемую высоту», обеспечив необходимый отдых? Верится с трудом. А выход, на мой взгляд, есть. Его мне подсказал один из педагогических сайтов, на котором нашла вот такое объявление: «Прекрасный отдых у нас на даче. Двухэтажный домик на берегу Волги. Можем разместить до 10 учителей… Рыбалка, прогулки на лодке, посещение лотосных полей. Пишите…»
В самом деле – может, хватить ждать милости от властей? Можно ведь не дождаться, так за всю жизнь и не побывав на Волге? Обменные программы отдыха существуют во всем мире. Кому-то хочется на юг, а кому-то – в Сибирь. Не знаю зачем, но приглашаю в гости. Поможем друг другу, создадим клуб отдыхающих? А «Учительская газета» поддержит, бесплатно размещая на сайте приглашения – тоже, конечно, бесплатные.
Комментарии