search
main
0

Наталья ВАСИЛЬЕВА: Дать детям свободу

​Мы живем в постоянно меняющемся мире, и приходится меняться вместе с ним. Это касается и школы. В одном из номеров «УГ-Москва» директор школы №1277 с углубленным изучением немецкого языка Наталья Васильева упомянула, что ее педагогический коллектив вот уже 12 лет работает по той схеме, которую предлагают авторы проекта стандартов старшей школы. Наши читатели попросили рассказать об этом подробнее, и мы отправились на встречу с Натальей Сергеевной – сторонницей системы Эльконина – Давыдова.

– Наталья Сергеевна, как вы пришли к системе развивающего обучения?- В конце 80-х годов, когда вышел новый Закон РФ «Об образовании», у педагогов появилась некая свобода, возможность воплотить какие-то свои мечты, идеи в рамках иной, нетрадиционной системы образования. Мы стали искать альтернативные системы. Наша учительница Лилия Самозванцева поехала в Харьков, чтобы ознакомиться с работой Ассоциации развивающего обучения и с системой Д. Эльконина – В. Давыдова, привезла ее в Москву. Мы решили, что сначала она пойдет по этой системе, а потом «заразились» все. Учителя увидели ее преимущества, и уже скоро вся начальная школа перешла на подобную систему обучения. Но, разумеется, стандарт есть стандарт, к концу 4-го класса мы должны выйти на тот результат, который от нас требуется. Но эта система интересна тем, что путь совершенно другой: ребята работают не по образцу, а сами добывают знания вместе с учителем, ставят учебную задачу на уроке, учатся коллективно распределенной деятельности (как можно эту задачу решить), выстраивают свои гипотезы, проверяют их. В рамках такой работы урок превращается даже не в урок, а в занятие. Может быть, это кажется большей свободой, но, так как все заняты какой-то одной идеей, ее разработкой, в классе происходит такое коллективное мыслительное действо. Это интересно самим ребятам.Интересно построена и сама программа. В отличие от традиционной системы мы идем не от частного к общему, а от общего к частному: сразу изучается какая-то система знаний, ее закономерности, а потом уже то, как они работают в частности. Например, весь 1-й класс на уроках математики дети изучают систему мерок – меряют все: и классные комнаты, и коридоры разными измерительными мерами. Помните, как в мультфильме «38 попугаев» мерили удава попугаями? Вот и наши дети меряют все разными мерами. Есть еще один интересный принцип в русском языке: если ты не знаешь, как пишется это слово, или еще не выучил это правило, не изобрел его вместе с учителем, то ты не имеешь права писать эту букву – обязательно должен поставить прочерк. В этом я в свое время увидела очень серьезный заход на профессионализм вообще, потому что в принципе если ты не знаешь чего-то, то ты себе этот прочерк поставь, чтобы вернуться к этому вопросу, чтобы сначала узнать, а потом уже действовать.Еще один пример: недавно в 6-м классе на уроке географии присутствовала группа английских педагогов по линии Британского совета. Дети изучали течения в Мировом океане, учитель им дал задание: представить, как можно на весельных лодках совершить кругосветное путешествие, и из одной точки попробовать проложить маршрут. Понятно, что если нам будут противостоять течения, то нас унесет в другую сторону. Каждый ученик чертил свой вариант этой кругосветки. Таким образом, необязательно изучать материал только по книге и только слушая учителя, можно придумать такие задания, где ребята сами будут что-то исследовать, и это им будет интересно.- В старших классах у вас введены индивидуальные учебные планы. Значит, школьники сами выбирают, какие предметы они будут изучать?- Предметы, к сожалению, в нашей стране выбирать нельзя. Но можно выбрать их объем. У нас есть три варианта объемов в каждом предмете. Это может быть база – какое-то ядро предмета, – расширенный курс и углубленный. Есть специальные программы расширенных курсов, а также элективные курсы, которые тоже можно набирать по ходу. Таким образом, ученик сам выбирает профиль, по которому он будет обучаться и сможет удовлетворить свой собственный познавательный интерес. В 10-м классе, как правило, ребята заканчивают базовые предметы. Профильные дисциплины распределены на два года, чтобы ученики в 11-м классе могли заниматься уже только ими. Поэтому можно какой-то предмет пройти в части 10-го класса и больше им не заниматься, а дальше изучать только то, что необходимо тебе для твоей будущей профессии.- Поначалу, наверное, и учащимся, и преподавателям непросто было привыкнуть к новой системе ?- Когда мы разработали эту систему, то убедились, что это было разумно. Мне кажется, что нельзя весь этот винегрет из 17 предметов как следует освоить в течение недели, есть другие пути. У нас ребята на определенный цикл, то есть на месяц, выбирают всего по 6-7 предметов, а на каждый день одно и то же расписание. За месяц они изучают несколько тем по этим предметам, а затем сдают их в зачетную неделю. Еще одна особенность заключается в том, что у нас нет поурочных отметок. Поначалу это было необычно, ребята в первое время просто взмолились: дайте нам отметки на уроках! Они ведь как привыкли: сегодня я ответил, получил пятерку – значит, завтра могу где-то немножко схалтурить, а здесь так не получается. На уроках ты работаешь для себя, а в зачетную неделю показываешь результат своего обучения. Вроде бы и легче, так как нет стольких предметов сразу, но при этом ты должен научиться сам распределять свое время.- Какой вы видите работу школы в перспективе? Планируете ли проводить еще какие-то эксперименты?- Сегодня очень актуален вопрос о повышении качества образования, поэтому мы отрабатываем индивидуальные учебные программы для детей с 1-го по 11-й класс, чтобы для каждого ребенка составить свою программу не просто обучения в школе, но и его развития.- Но ведь часто бывает так, что детям еще трудно определиться с выбором будущей специальности. Возможен ли в таком случае переход от одного профиля к другому?- Да, разумеется. Здесь ведь речь идет не об индивидуальной программе обучения, а именно о программе развития. В младших классах такую профильность действительно нужно вводить осторожно. Это целая система работы. В начальной школе ребята имеют возможность выбрать домашнее задание, какой-то проект, группу, в составе которой они будут работать. На уроке, когда идет распределение по группам и группы работают по разным темам, ребенок может выбрать ту тему, которая ему интересна. Надо вообще готовить детей к возможности осуществления выбора. В среднем звене помимо проектов, исследований и другой работы на уроках иногда возникают временные кружки. Правда, пока это идет с трудом в силу некоего стереотипа мышления взрослых. Допустим, родился на уроке какой-то вопрос, нет времени, чтобы его разобрать, и он выходит за рамки урока, вот тогда и надо создать временный кружок, куда ребята смогут прийти и вместе с учителем решить вопрос. Это опять выбор. И если таким образом с 1-го класса давать человеку возможность выбора, то к 9-му он уже будет готов к нему. Иногда, конечно, бывает так, что меняются планы (скорее, даже не у детей, а у родителей). В таком случае всегда есть возможность что-то досдать, чтобы перейти в другую группу и скорректировать свой индивидуальный план. Но, повторяю, это целая система, предполагающая участие не только педагогов, но и родителей: чего они хотели бы для своих детей, каким видят их будущее. Разумеется, это трудный путь, пока идет только первая проба.- Так или иначе, но это определенный риск. Ведь не секрет, что многие педагоги и родители негативно настроены по отношению к реформам в образовании.- Вы знаете, когда-то, в начале 1990-х, у нас в России существовало 12 учебных планов, и один из них – 12-й план – предполагал выбор предметов. Я считаю, если человеку вообще возможно предоставить какой-то выбор, то его нужно предоставлять. Мы тогда пошли по этому 12-му учебному плану. К примеру, у нас был экономический профиль на базе Финансовой академии, наши будущие экономисты не изучали в старших классах физику, химию и биологию, без этих предметов получили аттестат. Несколько лет назад мы обратились к нашим выпускникам тех лет и спросили, не помешало ли им это в жизни, не ощущали ли они недостатка этих знаний, и ни один из них не ответил, что ему это помешало. Даже если им что-то из этого понадобилось, они знали, как эту информацию найти. Важно научиться-то не самому предмету, а тому, как можно выучить то, что может стать необходимым в твоей дальнейшей жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте