search
main
0

Наталья Третьяк: Впервые на законодательном уровне признан особый статус учителя

Новый Закон \”Об образовании в РФ\” обсуждался достаточно долго, в его разработке приняли участие очень многие: от рядовых педагогов до членов Совета Федерации. Однако, несмотря на длительное и масштабное обсуждение законопроекта, остается много вопросов. Что же по-настоящему нового даст закон? Об этом на пресс-конференции в РИА Новости рассказала первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк.

– Если говорить о формальной стороне, новый закон об образовании приходит на смену прежнему, а также закону о высшем профессиональном образовании. Поменялась страна, поменялось образование, ученики и учителя. Если говорить о содержании, то он объединил все лучшие практики, которые сложились в российском образовании. Закон формирует реальные механизмы предоставления качественного образования независимо от пола, возраста, состояния здоровья, – подчеркнула Наталья Третьяк. – Финансовые гарантии образования распространяются теперь и на негосударственные учреждения. Важно, что дошкольное образование становится уровнем общего образования. Буквально на днях был утвержден стандарт дошкольного образования, который содержит те требования, которые родители могут предъявить к нему. Все это направлено на повышение доступности этого вида образования. Законодательное закрепление наконец-то получил сетевой принцип образования. Закон дает приоритет инклюзивному образованию. Таким образом, отечественное образование все больше отвечает нуждам детей с особыми потребностями.

По словам Натальи Третьяк, в законе учтены просьбы педагогов убрать избыточную отчетность для вышестоящих инстанций и излишнее администрирование образовательного процесса. В числе подобных мер – отказ от деления образовательных учреждений на виды. Это сняло ограничения по набору программ и услуг, ведь прежде школа могла стать заложницей своей специализации, и, к примеру, не имела возможности удовлетворить потребности детей с проблемами здоровья.

Многое в законе сделано, по мнению участников обсуждения, и для повышения прозрачности образования. Так, в законе определен перечень обязательной информации для размещения на официальных сайтах школ. Теперь родители и общественность смогут знать об их ежедневной работе гораздо больше, чем раньше. Кроме всего прочего, этот шаг снижает и административную нагрузку школ, так как теперь часть информации, которую образовательные учреждения обычно предоставляли в отчетах, можно будет взять с их сайтов.

Вводится также независимая оценка качества образования, куда будут вовлечены сами учащиеся, родители, эксперты. Это создаст реальный механизм для повышения качества образования в целом.

В отношении учителя также произошло много беспрецедентных изменений: впервые на законодательном уровне признан особый статус учителя, прописаны его академические свободы, социальные гарантии. Введена гарантия оплаты труда педагога, связанная со средней заработной платой по экономике.

Естественно, по словам Наталья Третьяк, что, давая такие гарантии, государство не может не требовать повышения качества труда, профессионализма педагогов.

– Мы готовы к переходу на новый закон и уверены, что работа в условиях нового закона будет на благо ученикам, учителям и образованию в целом, – отметила Наталья Третьяк.

– Принятие закона было подготовлено 20-летним поиском путей модернизации российского образования. Оказавшись перед вызовами времени, наше образование нуждалось в новом законе. Но было очевидно, что без поддержки других нормативно-правовых актов этот закон работать не сможет. Государственная Дума вслед за принятием закона \”Об образовании в РФ\”, приняла закон и о внесении поправок в 161 федеральный нормативно-правовой акт, – заявил председатель комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Александр Дегтярев. – Сегодня этот закон мы последовательно проводим в жизнь, знакомим с его статьями законодателей, педагогов, родителей, самих обучающихся. Текст закона достаточно объемен, однако у нас есть 22 брошюры о законодательстве в сфере образования, где в доступной форме разъясняют все новшества, даются ответы на многие вопросы.

– Несмотря на то, что много норм прямого действия было заложено в сам закон, нам предстояло принять и достаточно большой блок законодательных актов, которые надо было скорректировать, а также целый ряд новых, – продолжила мысль о всеобъемлющем характере нового Закона \”Об образовании в РФ\” директор Правового департамента Министерства образования и науки РФ Марина Лукашевич. – В эту работу были вовлечены и регионы. За 8 месяцев с момента принятия закона Минобрнауки подготовило целый блок рекомендаций для регионов и модельный закон. В настоящее время треть субъектов приняли свой закон на основе модельного, еще одна треть усовершенствовала его текст. Еще одна треть пока находится в стадии доработки своих актов. На уровне министерства уже приняты порядка 350 актов, продолжается работа по обсуждению моделей таких новых институтов, заложенных в законе, как, например, педагогическая экспертиза.

Как видно, новшеств много, поэтому возникает и много вопросов. Однако один на один педагоги со своими вопросами оставлены не были. Минобрнауки реализует целый ряд проектов сопровождения педагогов и директоров школ, целью которых является знакомство с новым документом. Это и семинары, и беседы в ходе августовских педагогических конференций, и многие другие формы разъяснительной работы, которая ведется и в электронном виде. Так что, похоже, у тех, кто заинтересован узнать, какой с 1 сентября будет новая школьная жизнь, есть шанс быть проинформированным. Все это, по словам участников обсуждения, поможет отечественному образованию безболезненно перейти на новое правовое регулирование.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте