Есть проблемы, которые возникают в связи с разграничением бюджетных полномочий и реализацией 83-го федерального закона. Предварительный анализ позволяет говорить о том, что у нас существует реальная угроза децентрализации перечня услуг, оказываемых в рамках основной деятельности учреждений, она может поставить под сомнение полноценную реализацию социальных гарантий, обязательств государства на всей территории. В результате набор услуг, которые оказываются населению за бюджетные деньги в разных территориях, будет сильно отличаться, что станет нарушением принципа социально ответственного государства. Летом 2012 года 83-й закон должен заработать в полной мере, но на федеральном уровне отсутствует детальный перечень услуг, который бы позволял субъектам и муниципалитетам в достаточной мере формировать задания учреждениям, для того чтобы осуществить переход на 83-й закон.
По общему образованию мы имеем три услуги, по дошкольному образованию – одну. Федеральный уровень должен был еще к концу 2010 года разработать детальный перечень, но сегодня таких перечней нет, субъекты сами вынуждены формировать перечни услуг для своих учреждений, для муниципалитетов, в результате полный разнобой, количество формулировок тех услуг, которые оказывают в рамках государственных гарантий, зашкаливает. Поэтому есть настоятельная необходимость федеральному уровню вернуться к созданию единого развернутого детального перечня услуг, особенно по тем учреждениям, которые оказывают услуги в рамках конституционно гарантированных по образованию норм. Когда речь шла о формировании отраслевых перечней услуг, речь шла и о том, что там должны быть сформированы и достаточно развернутые показатели качества, но сегодня нет и этого. Формулировок показателей качества учреждения общего образования более тысячи в рамках одного субъекта, причем по большинству из них встречаемость этого показателя составляет менее 5 процентов. Судя по всему, при полном переходе на нормы 83-го закона такая ситуация будет только усугубляться, поэтому федеральному уровню нужно не только вернуться к разработке детального перечня услуг в рамках конституционно гарантированных норм, но и разработать показатели качества. Эти показатели должны быть достаточными, чтобы население, для которого эта услуга оказывается (а в рамках реализации 83-го закона именно население у нас основной бенефициар его реализации), четко понимало, за что оно должно платить, а за что оно платить не должно. И это должно быть гарантировано государством вне зависимости от территориального расположения образовательного учреждения.
Комментарии