search
main
0

Наталья СИРЮШОВА, воспитатель детского сада №1163: Школа начинается в детском саду

Говоря о реформировании образования, мы прежде всего думаем о грядущих преобразованиях в школьной системе. Но ведь обучение детей начинается еще задолго до школьной скамьи – в детском саду.

З​десь ребята не только весело проводят время со сверстниками, но и получают первые жизненные навыки, например, как себя вести за столом, учатся рисовать, лепить, то есть познают окружающий мир. Ведь что главное для ребенка? Чтобы его любили и уделяли ему внимание, дома, в саду, в школе – значения не имеет. Поэтому очень важно, чтобы воспитатели любили свое дело и отдавали себя целиком своей профессии. Если, к примеру, гуляли с детьми на площадках, то организованно, чтобы и игры, и веселье было, чтобы дети не бегали сами по себе. Важно, чтобы в детские сады чаще приезжали театральные коллективы, привозили спектакли, показывали что-то интересное или просто организовывали содержательный досуг. Вот тогда дети будут бегом бежать в садик, а не устраивать истерики по утрам. В детских садах нужно обучать ребятишек не только счету и цифрам, но и логике. В младшем возрасте они схватывают все на лету, впитывают как губки, вот и нужно в этот период давать больше заданий на логику, развивающие упражнения. Нужно не только смотреть, чтобы малыши носы себе не поразбивали, хотя это тоже важно, но и занимать их, ведь в этом возрасте им все интересно. Кроме того, с юного возраста необходимо вводить занятия по этикету, объяснять не только правила поведения за столом, но и необходимость бережного отношения к девочкам и старшему поколению. Нужно всесторонне развивать ребенка, чтобы на ранних этапах можно было выявить его способности, его индивидуальность, с ранних лет приучать детей к миру музыки, причем одних уроков пения недостаточно. Можно было бы поставить в садах инструмент, на котором бы детки смогли учиться играть. Это во многом поспособствует развитию у детей интереса к классической музыке. Хорошо проводить уроки физкультуры не только в помещении, но и на улице. Для этого на территории детского сада необходимо делать спортивные площадки, ведь в наше время ребенок должен развиваться и умственно, и физически, чтобы наше поколение было здоровым. Детский сад должен быть домом, таким уютным и комфортным для каждого малыша, чтобы он знал, что его здесь ждут и любят. Дети должны с удовольствием утром идти в садик и с удовольствием возвращаться домой, без слез и истерик. Обязательно у детей должны быть живой уголок и цветы, за которыми они будут ухаживать вместе с воспитателем. Конечно же, занятия в живом уголке должны проводиться в индивидуальном порядке: если у кого-то аллергия, в этот момент нужно занять его чем-то другим. Кроме того, детский сад должен быть консультационным центром для родителей, где они смогут получить ответы на все волнующие их вопросы, связанные с развитием и воспитанием их ребенка.Мы учим детей учиться, формируем у них элементарные культурно-исторические, экологические, математические и другие представления. При этом часто практики даже не умеют составить конспект по развитию сюжетно-ролевой игры, а тем более провести его анализ. Еще сложнее педагогам учесть уровень развития игровой деятельности своих детей. Почему так происходит? Потому что воспитатели все реже читают классику дошкольной педагогики и детской психологии, а ведь она заставляет думать! Но проще пройти переподготовку, взять сборник готовых конспектов и по нему заниматься. При этом можно даже не соотносить игры с содержанием программы. (В современных программах воспитания и обучения детей этот раздел вообще встречается редко.) В сетке занятий времени на игру практически нет, и это очень плохо, ведь в игре дети показывают все то, что они узнали, почерпнули для себя на занятиях. В детских садах появилась традиция проведения недели игры и игрушки, когда основное внимание отводится тому, чтобы сделать игрушки своими руками из бросового материала, провести консультации для родителей и воспитателей или показать нетрадиционную форму игры, например шоу «Аукцион». Казалось бы, все идет по плану, только почему-то когда задаешь вопрос, чего бы они хотели в детском саду, дети отвечают: «Чтобы там дети могли много играть». И иногда добавляют: «Чтобы там с нами много и хорошо занимались».Сегодня дети идут в детский сад или в школу, как на работу. Здесь они привыкли именно «работать». Можно сказать, что дети отучились свободно выбирать, не умеют планировать свою деятельность, организовывать ее и регулировать отношения со сверстниками. Даже в игре им, к сожалению, нужна специальная «подпорка» в виде воспитателя. Нередко дети, получив свободу выбора, не знают, что с ней делать. Сначала они занимаются беготней, затем, пресытившись, начинают исследовать окружающую среду – выбирают игрушки, рассматривают пособия, а некоторые садятся на стул и наблюдают, как другие играют. Проходит еще 10-20 минут, и они снова просят педагога чем-нибудь их занять. Для них позиция невмешательства взрослого становится неразрешимой проблемой. Педагог не хочет вмешиваться? Тогда они тут же организуют какое-нибудь «безобразие», чтобы привлечь внимание воспитателя и заставить его «вернуть все как было». Еще острее реагирует на такие ситуации воспитатель. У одних начинается педагогическая истерика, если дети долго не призывают их на помощь. Они не представляют себе, как воспитанники могут справляться без них, поэтому вмешиваются во все, часто делая это «все» вместо детей. Другие реагируют прямо противоположно, на уровне ничегонеделания: «Дети сами разберутся, что им делать». Иногда разбираются, но создают при этом для педагогов массу проблем. Чтобы избежать таких ситуаций, многим воспитателям проще заставить всех заниматься чем-то одним, регламентировав правила выполнения. Есть, конечно, педагогически одаренные воспитатели, но их, к сожалению, на всех детей не хватает. Детский сад начинается педагогов.20 декабря 2010 года постановлением №164 Главный санитарный врач России Григорий Онищенко утвердил «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10»), пунктом 5 которого уровень наполняемости групп ставится в зависимость от площади группы. В постановлении сказано, что «количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп не менее 2,5 метра квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метра квадратных на одного ребенка». Одновременно с пунктом 6 указанного постановления из СанПиНов исключено понятие предельной наполняемости групп. Таким образом, если раньше для детей 3-7 лет максимальное количество детей в группе было определено в 20 человек (при этом указывалось, что оптимальное количество – 15 человек), а для разновозрастных групп не более 10 человек (при наличии в группе детей любых трех возрастов: 3-7 лет) или 15 (при наличии в группе двух возрастов детей 3-7 лет), то теперь эти нормы исключены. Таким образом, получается, что теперь воспитатели должны стать универсальными педагогами и заменить педагогов дополнительного образования. Бассейны, физкультурные и музыкальные залы, уголки для животных – этого в детских садах больше не будет? Я не хочу, чтобы музыка, театр, куклы, детский дизайн, вся художественная деятельность были теперь под вопросом. Нельзя убирать из детских садов музыкальных работников, они могут подобрать репертуар к каждому возрасту. Учителя физкультуры так же нужны, как и музыкальные работники. Нельзя, чтобы на воспитателей легла та художественная нагрузка, которую несли на себе педагоги дополнительного образования. Многие ли специалисты останутся на своих местах при новой системе нормативно-подушевого финансирования? Будут ли они работать с такой же силой, с такой же любовью к детям? Будет ли государство идти нам навстречу? Услышит ли нас? Думаю, московский бюджет не так скуден, чтобы экономить на детях.Какой детский сад хотели бы дети? Чего им не хватает? Какой должен быть детский сад? Дети отвечают: «Главное, чтобы в нем воспитатели были добрыми и умными». И добавляют: «Я стану директором крупного завода, но землю куплю не в Москве, она здесь дорогая, а в Подмосковье. Буду выпускать игрушки, канцтовары, химикаты – все, что нужно для детского сада», «Я вырасту и стану бухгалтером. Буду работать в своем детском саду. Здесь много детей – нужно много денег, я буду их считать», «В будущем нужно сделать детское кафе «Вкуснилка», «Я стану бизнесменом и буду водить сына в детский сад, если его не разрушат», «Я построю для детского сада автотрек. Пусть дети путешествуют! И еще аквапарк», «Перед входом в группу должен висеть колокольчик, чтобы все знали, кто в гости приходит», «В группе должна быть настоящая, живая радуга, а все стены окрашены в радужные цвета; коврики, столы и стулья должны быть разноцветными», «Должны быть специальные стулья: садишься, встаешь, а они тебя раздевают или одевают», «Группа вечером должна вся светиться фонариками. Как на звездном небе».Часто ли мы задумываемся над тем, каким вырастет человек будущего? А ведь именно он, этот человек, ходит в наш детский сад, растет в вашей семье, и мы все вместе занимаемся его развитием и воспитанием. Так от кого же зависит наше будущее?! От наших совместных усилий.Наш человек будущего еще очень мал, мало знает, плохо ориентируется в мире человеческих чувств и взаимоотношений. Ему еще очень мало лет, но он уже личность. Ребенок – цветок, а мы садовники. Именно нам изо дня в день предстоит создавать условия, чтобы из маленького росточка, посеянного родителями, вырастал прекрасный цветок.Такова сегодняшняя действительность, что в детском саду ребенок проводит большую часть сознательной дошкольной жизни. Поэтому перед коллективом нашего детского сада стоит очень ответственная, но благородная задача воспитания и развития наших детей. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, мы пытаемся использовать весь свой духовный и педагогический потенциал. Успех в деле полноценного развития и воспитания ребенка зависит от взаимодействия нашего дружного союза – педагог-ребенок-родитель.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте