Любят ли читать ваши дети? Читают ли? Я не имею в виду подготовку уроков и книги из списка на лето. Вот так, сами по себе, читают? Прежде, чем сесть за этот текст, я прочитала несколько статей… Чего только не предлагают, чтобы дети «полюбили чтение»!
…внести элементы игры, делать наклейки, рисовать персонажей, вырезать, раскрашивать, даже показывать театр теней, обсуждать прочитанное, превратить чтение в ритуал. Сделать наградой. Очень много советов и рекомендаций!
Бытует мнение: кто много читает, тот умный. Если это ребенок, то он вырастет и станет успешным и богатым. Без книг — никак. Хотя вовсе не обязательно. Бывали умными и совсем неграмотные люди. Да и время теперь другое. Многие предпочитают комфорт. Проще нажать кнопочку и смотреть часами — и по делу, и развлекаясь. Напряжения меньше, удобнее. Листать станицы не надо, и визуальный ряд часто потрясающий. И скорость многие любят. Чтобы быстрее, больше, еще лучше использовать скорочтение. Для дела это, действительно, удобно. Удобно для прагматика. Но увеселения и практицизм — это не совсем чтение. Точнее, не то чтение, оно не воспитывает душу, оно не нужно душе.
Вспомнила рассказ классика советской литературы Инны Анатольевны Гофф «Скучные вечера». Давние годы. Еще даже телевидения нет. Тем более компьютеров и гаджетов. Люди разговаривают. Бабушка беседует с внучкой. Напевает. Потом читает вслух.
«В моем детстве было много скучных вечеров. Теперь я вспоминаю с благодарностью эти длинные, ничем не заполненные вечера, когда отца с матерью нет дома, а бабушка, с которой я дружу, занялась по хозяйству и велела мне «что-нибудь поделать». Но эти вечера тем и отличаются в памяти от других, что делать мне ничего не хочется, и я слоняюсь из комнаты в комнату — у нас их две, а в остальных трех живут соседи…»
Дальше Инна Анатольевна вспоминает соседей, так просто и так ярко, что кажется — это наши соседи, и мы их хорошо знали.
«Скучные вечера случались осенью, когда за окнами сгущалась темнота и накрапывал дождь, а в доме напротив загорался свет, и тонкая женская рука задергивала занавески на окне во втором этаже. Это окно привлекало меня неизъяснимо. То ли занавесками, легкими, но достаточно плотными, чтобы чужая жизнь осталась для меня тайной. То ли нравилась эта тонкая рука. То ли музыка, тени, проплывающие по потолку, розоватый свет лампы… Там, за тем окном, казалось мне, никогда не бывает скучно…
Между мной и окном в доме напротив, как река, текла улица, спешили по своим делам или, медленно прогуливаясь, шли люди, и я принималась их рассматривать, пока глаза не уставали от сумерек.
Люди… Почему это так интересно?..»
Это теперь совсем странно. Люди, мне кажется, теперь мало кому интересны. А из окна смотрят только кошки и одинокие люди, люди, попавшие в беду. Был период, когда и я смотрела в окно, говорила с птицами, знала все движения деревьев на ветру.
Может, интерес к чтению уменьшился от того, что пропал интерес к людям?
«От бабушки я впервые слышу такие слова, как «Шаляпин», «Лермонтов», «Кавказ», «Гоголь»… Бабушка любит Чайковского. Когда по радио передают оперу «Евгений Онегин», бабушка подпевает. Она знает всю оперу наизусть…
Скучные вечера годятся для воспоминаний, где прочитанное мешается с пережитым. Украину рассказал мне Гоголь, Кавказ расскажет Лермонтов, Россию — Пушкин… А за всем этим негромкий голос бабушки, читающей для меня вслух».
И — о дочке, в конце этого рассказа, написанного в 1967 году: «А тебе всегда некогда. Конечно, ты школьница. Школьники теперь так загружены. Ты почти не смотришь в окно. В минуты отдыха ты смотришь телевизор.
И я с грустью думаю: неужели ты никогда не узнаешь, что это такое — Скучные Вечера».
Чтение вслух — вот волшебный ключик! С первых дней жизни, а порой и раньше нужно читать вслух, и музыку включать, и петь ребенку, и все это не забудется, отложится в подсознании, а позже и в памяти.
Часто родители хотят, чтобы дети читали, а сами не читают. И некогда, и зрение слабое, и очки плохие, а главное — проще нажать кнопочку… И книжки возить тяжело, а в интернете есть все.
В семье, где родители читают, дети обязательно будут читать. Если в доме живут книги, и книги эти нужны взрослым, они непременно будут нужны и детям. Это давно известно. И не понадобится искусственно завлекать детей.
Просто дружить с ребенком, доверять ему, считать равным, и тогда то, что предлагает взрослый, будет важно и интересно для ребенка. Можно, конечно, и поиграть, и предложить продолжить сюжет, и нарисовать, и сыграть сказку… Но главное — доверять и любить. Быть нужными друг другу.
…тихими дачными вечерами, теми самыми — скучными — сядьте с ребенком и просто откройте книгу. И пусть вдалеке шумит поезд, или плывет по реке катер, или в море паром, и маяк пусть подает сигналы, или шелестит листвой ветер — это не так важно. Мир реальный и мир книжный смешаются, объединятся и создадут целостную картину бытия. И вы навсегда запомните эти минуты.
Комментарии