search
main
0

Наталья БАРИНОВА, педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения №69, победитель Всероссийского конкурса «Педагог-психолог-2009»: Программа «Московская семья – компетентные родители» – новая философия взаимодействия детского сада и семьи

​Программа «Московская семья – компетентные родители» реализуется в столичных детских садах с 2007 года для обеспечения разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного потенциала московской семьи.

Эта программа нацелена на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой – сотрудничество между родителями и дошкольными учреждениями рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации программы происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.Многие педагогические коллективы нашего округа при поддержке Южного окружного управления образования и окружного методического центра приняли и успешно реализуют программу «Московская семья – компетентные родители» в своих учреждениях. Для нашего Центра развития ребенка №69, как и для многих других коллективов города, обладающих творческим ресурсом, программа стала отправной точкой для разработки и внедрения новых психолого-педагогических технологий взаимодействия с семьей.В нашей работе по реализации программы мы выделили два направления. Во-первых, так как программа предъявляет новые требования к профессиональной компетентности педагогов, мы разработали и успешно внедряем систему всесторонней подготовки педагогов к сотрудничеству с родителями, включившую мотивирующее, содержательное и технологическое направления. Результативность нашей работы подтверждается тем, что по итогам ее проведения компетентность педагогов во взаимодействии с семьей повысилась с 11 до 75%, привлечение семьи в воспитательный процесс – с 30 до 91%.Во-вторых, поскольку одной из задач программы стали разработка и внедрение инновационных технологий, была создана и успешно апробирована авторская психолого-педагогическая технология «Детско-родительский клуб в ДОУ как форма психолого-педагогического сопровождения и просвещения семьи». В рамках работы детско-родительского клуба на практике осуществляется дифференцированный подход к семье. У нас действуют постоянные объединения родителей: клуб родителей будущих первоклассников, клуб неполных семей, клуб многодетных семей, клуб семей воспитанников раннего возраста. Для нас очень важно, что к клубной деятельности постепенно присоединяются и те семьи, чьи дети не посещают ДОУ, но познакомились с нашим детским садом благодаря работе консультативного пункта.По итогам внедрения технологии посещаемость родителями мероприятий возросла с 37 до 92%. До организации детско-родительских занятий 33% детей из неблагополучных семей имели эмоциональное самочувствие ниже нормы, по итогам работы число таких детей сократилось до 12%.Авторская технология «Детско-родительский клуб в ДОУ как форма психолого-педагогического сопровождения и просвещения семьи» была мной представлена и получила высокую оценку на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2009» (Диплом победителя II степени), на конкурсе «Профессиональное призвание» в рамках V Всероссийской недели школьной психологии (Диплом победителя I степени).Опыт взаимодействия нашего учреждения с семьей нашел отражение в проекте «Три Я», который стал победителем московского городского конкурса «Детский сад будущего» в номинации «Ребенок и взрослый – педагогика сотрудничества». Проект позволил достичь значительного расширения возможностей для проявления творческого потенциала специалистов дошкольного учреждения в построении взаимодействия с родителями, что создало комфортную среду для развития ребенка. До реализации программы «Три Я» группу родителей с низким уровнем психолого-педагогической культуры составили 44% родителей, по итогам внедрения программы данная группа сократилась до 14%.Представленные результаты – это лишь малая часть предварительных итогов реализации программы «Московская семья – компетентные родители». А значит, нужен мониторинг реализации программы.Я знаю, что разработка и проведение такого мониторинга есть в планах Московского института открытого образования. Педагоги детских садов, которые активно участвуют в реализации программы «Московская семья – компетентные родители», готовы подключиться к проведению мониторинга.Часто причиной конфликтов между ДОУ и семьей становится формальное отношение к сотрудничеству с родителями. Поэтому хочу подчеркнуть: обязательное условие успешной реализации программы – искренняя заинтересованность и стремление администрации ДОУ к диалогу с родителями.Успешный опыт внедрения программы «Московская семья – компетентные родители» позволил наладить обширное сетевое взаимодействие в направлении работы ресурсных центров, трансляции опыта на конференциях и других творческих объединениях педагогов и психологов, многочисленные публикации. Для того чтобы этот опыт был доступен для всех практикующих специалистов, мы принимаем сейчас активное участие в подготовке материалов для электронной библиотеки.Внедрение программы «Московская семья – компетентные родители» действительно раскрыло перед нами новый взгляд на понятие «взаимодействие»: выигрывать в результате такого взаимодействия будет ребенок – растущий человек и развивающаяся личность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте