search
main
0

Наталья Алексютина, Санкт-Петербург: “Послушайте объяву и запишите домашку”. И это русский язык?.

\”Русский язык – сегодня и завтра\”. Такова была главная тема юбилейной V Ассамблеи Русского мира, прошедшей в Петербурге. За обычной формулировкой – серьезные проблемы. Потому что, если у русского языка будет такое «сегодня», то «завтра» может вообще не случиться. Вот только один пример. Обозначить предмет двумя словами для многих слишком затруднительно. Теперь говорят «воскреска», «художка», «мусорка», «стиралка», «объява». Увы, даже некоторые учителя домашнее задание называют словом «домашка». С такими «примитивизмами» недалеко до деградации…

…Форум поразил масштабностью. В его мероприятиях приняли участие более тысячи гостей из 75-ти стран – политические и общественные деятели, представители объединений соотечественников за рубежом, дипломаты, учёные, преподаватели русского языка, представители духовенства, деятели культуры и искусства. Важность мероприятия подтвердило и присутствие на торжественном открытии Ассамблеи губернатора Северной столицы Георгия Полтавченко. Он подчеркнул, что сегодня триста миллионов людей в разных странах мира – около 5% всего населения Земли – говорит на русском языке.

Как заметила председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, в последнее время отношение к культуре, к образованию, к науке в стране немного меняется. Это, конечно, не может не обнадёживать. Ведь без образования невозможно решение никаких проблем, которые возникают в любом государстве, а образование в России невозможно без русского языка. Но то, что происходит в последние годы с русским языком без боли воспринимать нельзя. Особенно такие идеи, как, например, сдать ЕГЭ по русскому языку в девятом классе и забыть о нём. Горька мысль о том, что в некоторых школах количество часов, отведённое для чтения в начальных классах, сокращают в пользу третьего урока физкультуры. По мнению Людмилы Вербицкой, физкультура, без сомнения, всем нужна, но на одни весы с русским языком её ставить нельзя. Дети итак мало читают и почти ничего не учат наизусть, а те уроки по русскому языку и литературе в старших классах, которые все-таки имеются, по сути, превращаются в натаскивание на написание экзаменационных текстов. Уроки русского языка и литературы в школе должны быть иными, убеждена известный филолог, и количество часов отведенных для них должно увеличиться.

Мнение Людмилы Вербицкой разделило большинство участников форума. На постсоветском пространстве вполне можно создать культурное пространство и объединяющим языком может стать русский. Однако на сегодняшний день он без преувеличения уродуется в стране – носительнице этого языка. Разрушение традиции обучения русскому языку, повальное увлечение компьютером привело к тому, что население пошло семимильными шагами по пути примитивизации личности.

Участники форума не менее важной посчитали также проблему самоидентификации личности. Ощущать себя гражданином своей страны – от этого зависит, ни много, ни мало, социальное благополучие. Проблема самоидентификации личности хорошо прослеживается на примерах истории таких крупных стран, как США, Великобритания, и проявилась она в феномене так называемого «плавильного котла». В население огромной страны вливались разные народы и быстро начинали ощущать себя её частью, в первую очередь, перенимая язык. Данный феномен ярко и убедительно действовал до конца 20-го века. Так, каждый африканец или азиат, приезжая в Америку, буквально через месяц утверждал: «я – американец», однако в конце прошлого века ситуация изменилась. Массы инородцев, обустраиваясь в Америке, живут замкнутой диаспорой, говорят и работают в этом анклаве на своём языке, и мысли причислить себя к гражданам страны, где проживают, у них уже не возникает. Увы, эта беда грозит и России. В стране большие демографические проблемы, и, в то же время, она испытывает потребность в трудовых массах и принимает их. Поэтому, прежде чем проводить эксперименты в миграционной политике, нужно было задуматься, к чему приведет этот феномен. Как рассказали представители Тверской области, у них эта проблема ощущается очень остро. Например, выпускники вузов – учителя начальных классов столкнулись с трудностью преподавания в многонациональных классах, когда из 28-ми учеников – пять детей из Узбекистана, пять – из Таджикистана, шесть – из Молдовы, два – из Киргизии и десять – из России. Можно пересчитать по пальцам тех молодых специалистов, которые проработали в подобном классе больше месяца. Мало того, что дети не могут общаться с учителем, они не могут общаться и между собой. В итоге в Тверской области, прежде чем начать учебный процесс, некоторые школы вынуждены проводить месячные курсы обучения русскому языку не только для детей-первоклассников, но и для их родителей.

Не самые лучшие времена для русского языка настали и в высшем профессиональном образовании. К сожалению, он был исключен из числа обязательных общеобразовательных предметов, которые обычно изучаются в вузах на первом курсе. Если раньше русский язык, как дисциплина, считался обязательным для всех, то теперь его «присутствие» на первом курсе отдано на усмотрение ректората. Из-за того, что меняются учебные планы, стандарты, факультеты заинтересованы в сохранении собственных штатов и, соответственно, в сохранении специальных дисциплин. Дисциплины, которые напрямую не связаны со специальностью, исключаются, и у студентов формируется ощущение, что, выйдя из школы, о русском языке можно забыть. Но, как, к примеру, можно изучать иностранный язык или быть психологом, если не владеешь собственным языком?

Сегодня мы уже дожили до того, что употребляем в своей речи всего 600 слов, тогда как ещё в СССР человек, считающийся малограмотным, обладал лексиконом в 2000 слов. Ещё немного, и нам, как Эллочке-людоедке, будет достаточно тридцати слов. А ведь языковая культура – не просто грамотность, это – состояние души. Мало того, это основа безопасности и основа сохранения нации. И речь уже идёт не о «чистке» русского языка, а о его спасении. По мнению участников форума, события, подобные Ассамблее, должны способствовать озвучиванию проблем, существующих в языковом пространстве страны, а также их безотлагательному решению.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте