search
main
Топ 10
Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей В России ежегодно будут вручать 1250 премий лучшим учителям Уроки по финансовой безопасности начались в школах и колледжах России Классный руководитель в Астрахани взяла в руки ножницы в воспитательных целях
0

Наталья Алексютина, Санкт-Петербург: Где гарантия, что в нашей стране, где экономическая выгода становится доминирующей позицией государства, детей тоже не начнут делить на эффективных и не очень?.

«Эффективность». Сегодня это слово стало даже более популярным, чем «модернизация». Причем, иногда оно произносится с таким энтузиазмом и решимостью, что закрадывается мысль: то, что сделано до сего момента, никакого эффекта не имело.

Никто ничего хорошего до опьяняющего открытия «эффективности» ни в педагогике, ни в системе образования не создал.

Конференции и форумы теперь не обходятся без обсуждения темы «Кто такой эффективный педагог?» Правда, несмотря на то, что на постижение этой глубокой темы ушли килограммы бумаги и тысячи слов, точнее формулировки – «кто за короткое время показал высокий результат, тот и эффективный» – ещё никто не выдал. В связи с чем в мозгу обывателя сразу возникают неудобные вопросы: будет ли считаться эффективным педагогом тот, кто подготовил из всего класса быстро, но одного победителя олимпиады, а остальные, как были средненькие, так и идут по школьной жизни такими? Или, допустим, как сравнить эффективность педагога общеобразовательной школы и педагога дополнительного образования? У одного 30 человек в классе и половина из них – немотивированные на учебу, а у другого 15 человек, и все до смерти желают стать классными музыкантами или танцорами. А среди директоров школ кто будет эффективнее: тот, кто больше занимается материально-технической базой и быстро создает комфортные условия, или тот, кто уделяет особое долговременное внимание содержанию образовательного процесса?

Эффективность, как ни крути, упирается в результат. А как его проверить, если в образовании он может и не проявиться мгновенно, а только со временем? Особенно, если касаться духовно-нравственной сферы, развитие которой учителю вменяют в обязанность. Да и сами учителя, где бы не происходил диалог с общественностью, сеяние «разумного, доброго, вечного» определяют как задачу задач. Но эти «посевы» баллами не измеришь. Получается, если Вася Н. завтра стал лучшим математиком на городском конкурсе, его наставник – эффективный педагог, а, если Ваня Б. был «середнячком», но помогал без пафоса ближнему своему и потом вышел в жизнь порядочным человеком, его учитель – не эффективный? Как вообще можно «загнать» в баллы и цифры благодушие и милосердие, воспитанные педагогом?

А если эффективностью будет измеряться работа библиотекаря? Будет ли введен в расчет душевный разговор с тем же запущенным педагогически, но чрезвычайно пытливым Ваней Б.?

А где гарантия, что в нашей стране, где экономическая выгода становится доминирующей позицией государства, детей тоже не начнут делить на эффективных и не очень? Зачем учить ребенка, если у него нет «математической хватки» и в слове «эффективность» он делает кучу ошибок? Из-за него эффективный педагог лишится своего «эффективного» статуса, а заодно и стимулирующей выплаты. Таких детей с малолетства можно отправлять на подсобные работы. А куда отправлять неэффективных педагогов? На курсы повышения квалификации, семинары и вебинары? Но, опять же, войдя во вкус «баллов и галочек» и получая за это денежное вознаграждение, станет ли учитель прилагать усилия, заранее просчитав, какой вариант проигрышный (вспомним Ваню Б.)? Его ведь уже приучили мыслить согласно принципу эффективности.

Совершенно очевидно, что общество меняется. Когда все поголовно начинают оперировать экономическими терминами, и любое действие государства совершается с опорой на рыночные отношения, то альтруистическая нотка теряется в этом материальном хоре. Ей вообще не место в категориях «эффективный – неэффективный». Так будет ли эффективна эффективность? Неизвестно. Ясно только то, что главным эффектом очередного затеянного процесса станут Вася Н. и Ваня Б. через несколько лет после школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте