В детстве, рассаживая кукол на диване, раскладывая им листочки и ручки, записывая за них, а затем исправляя ошибки, я уже четко знала, кем я хочу стать, когда вырасту. Когда пришло время и я встала перед выбором, куда пойти учится, в выборе будущей профессии сомневаться не приходилось. Я буду ПЕДАГОГОМ.
Учиться было непросто. Человек, который хочет что-то дать другому, должен знать все, а иногда даже чуточку больше. На деле оказалось совсем по-другому, нежели в учебнике. Ребенок со всеми его интересами, желаниями, эмоциями, непредсказуемым характером и настроением, неуемным любопытством заставил посмотреть на профессию другими глазами. Что может быть интереснее, чем отвечать на каверзные детские вопросы? Что может быть лучше заинтересованных детских глаз, когда ты говоришь о чем-то интересном? Что сможет дать столько восторга и искренней радости, когда у ребенка начинает получаться что-то новое? Какая другая профессия сможет дать столько детской любви и привязанности? Вывод может быть только один – педагогом быть нужно, но только по призванию. Можно научиться этой профессии, но стать истинным педагогом можно только по зову сердца.В наше время профессия педагога, к сожалению, настолько непрестижна, что очень многие удивляются, как люди по своей воле, зная уровень дохода современного учителя, добровольно получают педагогическое образование и работают по профессии. И очень жаль, что настолько важная и нужная профессия оказывается столь низко оцененной. Поэтому, по моему мнению, московское правительство, пытаясь поднять уровень дохода педагогов, повысить его престиж, дабы показать важность профессии, вынуждено изобретать все новые и новые положения, касающиеся современной системы образования.В последнее время все значительнее становятся перемены, происходящие в московской системе образования. Самофинансирование, новые правила аттестации педагогов, отмена разрядов, переход на новую систему оплаты труда. Конечно, все это пугает, потому что нет точной информации, как и когда это будет, принесут ли эти нововведения свои положительные плоды, или мы все еще больше запутаемся в пучине новых условий и требований. Однако, на мой взгляд, в каждом из новообразований есть свои несомненные плюсы. Самофинансирование – важный шаг в системе образования, без сомнения, очень нужный, позволяющий учебному заведению самостоятельно решать проблемы и нужды своего учреждения, вкладывать средства именно в то русло, которое наиболее необходимо заполнить на данный момент. Появляется возможность практически беспрерывно вкладывать средства в реорганизацию и адаптацию учреждения к современным условиям. Правда, минусом тут может быть недостаточность финансирования, она может привести к необходимости учреждения экономить полученные средства, а наиболее простой способ это сделать – сократить штат специалистов учреждения, а также быть заинтересованными в педагогах, имеющих более низкую категорию, что в свою очередь может привести к построению преград для педагогов, желающих повысить свою квалификацию.Новые правила аттестации педагогов, безусловно, важный пункт в системе реорганизации московского образования, так как имеющаяся система себя уже изжила. Из несомненных плюсов хочу отметить тенденцию к защите беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, у которых аттестация автоматически будет продлеваться. Труднее стало педагогам, не умеющим преподнести свой труд на должном уровне, ведь не каждый даже очень хороший педагог может и хочет участвовать в конкурсах, на мастер-классах, не каждый пишет или печатает свои статьи, не все могут использовать компьютерные технологии, так как даже в наше время не все обеспечены персональным компьютером, не все работают в таких учреждениях, где реализуются программы экспериментальных площадок, а значит, набрать нужное количество баллов для составления портфолио и повышения своей квалификации становится сложно. То есть изначально все поставлены не в равные условия. Есть еще один значительный минус – получить первую и высшую квалификационную категории можно будет только после двух лет работы по соответствию занимаемой должности (по минимальному окладу), что будет препятствовать молодым специалистам повышать квалификацию и зарабатывать больше. Про отмену разрядов могу сказать одно – я категорически «за» и минусов в этом не вижу. На мой взгляд, вполне достаточно будет следующих категорий: соответствие занимаемой должности, первая квалификационная категория, высшая квалификационная категория. Пугает одно: что при непрохождении аттестации и записи «не соответствует занимаемой должности» оплата труда будет производиться по стажу работы.Переход на новую систему оплаты труда, конечно, тревожит, но уже ясно, что будет базовая часть (оклад), специальная часть (доплаты) и стимулирующая часть. Много вопросов: что нужно будет делать, чтобы тебя стимулировали, кто будет решать, какой педагог достоин доплат, а какой нет (руководитель учреждения, администрация, независимые эксперты, а может, родители детей, как возможно при такой системе избежать личных симпатий и антипатий, как сделать так, чтобы хороший специалист получил доплату, а не тот, который просто находится в хороших отношениях с руководителем образовательного учреждения, администрацией, какой родитель может объективно оценить качество и усердие работы специалиста с его ребенком, как бороться с предвзятым мнением, как поступать с вновь влившимся специалистом в уже устоявшийся коллектив? Сплошные «как?..». У нас хорошая система образования, она мне нравится, но все же хочу сказать: главный минус изменений, происходящих в московской системе образования, – недостаток информации, которую могли бы получить педагоги. Необходимо ввести некий просветительский компонент, тогда, может быть, было бы меньше тревог и волнений и больше поддержки и понимания. Необходимо создать такое место, куда любой педагог смог бы прийти со своими вопросами и получить квалифицированный ответ на любой вопрос педагога, где бы он смог узнать о своих правах и возможностях, место, где могли бы подсказать, как бороться с несправедливостью на рабочем месте.В нашей стране огромные деньги вкладывают в старшую школу, дабы научить, переучить, перевоспитать, ведь личность человека формируется до пяти лет, так не проще было бы вкладывать чуть больше сил и средств в дошкольное воспитание, чтобы обеспечить достойное воспитание и образование нашим детям? Чтобы не приходилось потом переучивать, перевоспитывать?Хочу верить, что российское правительство сможет поднять уровень дошкольного и школьного образования, повысить престиж педагогической профессии и привить чувство уважения ко всем педагогам страны так, как это было раньше! Будем надеяться, что профессия педагога станет почитаемой и уважаемой, а на место работы дошкольного работника или учителя школы будет конкурс хотя бы пять человек на место! Хочу верить, что наше правительство действительно старается на благо всех педагогов страны, и в ближайшее время мы все сможем пожинать плоды их труда!От редакцииВ течение всего прошлого года наша газета рассказывала о ходе пилотного проекта по модернизации общего образования. Поэтому всем тем, кто, подобно Наталии, не в курсе происходящих преобразований, установления нового норматива, новых систем оплаты труда, советуем обратиться к подшивке наших прошлогодних номеров. Мы понимаем, что все новшества касались в основном школьного образования, но теперь они будут происходить и в дошкольном. Ассоциация педагогов дошкольного образования (советуем вступать в это общественное объединение) будет начиная с этого номера газеты подробно рассказывать, подсказывать и советовать, как работать, чтобы все новшества сделали жизнь педагогов-дошкольников более обеспеченной и интересной, а работу – качественной.Что касается тех, кто мог бы поддержать молодого педагога и защитить его права, то есть, во-первых, Департамент образования, во-вторых, Московская организация Общероссийского профсоюза образования, в-третьих, городской и окружные советы молодых педагогов, в-четвертых, Московское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания.
Комментарии