search
main
0

НАТАЛИЯ МАНДРОВА, первый заместитель председателя правления Движения Первых: У нас 30 лет не было единого федерального движения

– Наталия Александровна, позвольте начать с личного вопроса – как сейчас строится ваш рабочий график? Вы возглавляете АНО «Большая перемена», с марта текущего года являетесь первым заместителем председателя правления Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», реализуете проекты федерального масштаба, много ездите. Как вам все это удается?

 

– Понятие времени для всех субъективно, у каждого свой ритм жизни, и результативность, эффективность в единицу времени тоже разная. Это отнюдь не врожденные качества, хотя, конечно, многое зависит от состояния здоровья и некоторых других вещей. Но такое свойство, как работоспособность, можно всегда в себе развить и натренировать. А еще – чем больше работаешь, тем больше успеваешь. Поэтому я считаю, что главное – не лениться, стремиться больше делать и, соответственно, больше успевать. И тогда все получится. Иногда, правда, приходится брать работу на дом, но я предпочитаю при такой необходимости задержаться на рабочем месте.

– Известно, что в настоящее время вы обучаетесь в аспирантуре на факультете педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова. Чему будет посвящено ваше диссертационное исследование?

– Как нередко случается, у проблемы, которую мы взяли в разработку, невероятное количество граней. Речь идет об организации воспитательной работы в дистанционном формате. Гипотеза заключается в том, что цифровизация образования всех уровней неизбежна, все больше студентов и школьников переходят на такую форму обучения. Так вот, если обучение в таком формате сравнительно легко наладить, то попытки «оцифровать» процессы воспитания, социализации, формирования профессиональных, общепрофессиональных, универсальных навыков просто обречены на провал.

То есть если люди учатся в дистанционном формате, то мы выпускаем их с суммой профессиональных знаний, но не обещаем им развития общепрофессиональных и универсальных компетенций. Отсюда и проблематика работы – поиск средств для полноценного обучения и воспитания в режиме онлайн.

– Важные научные изыскания, желаем удачи! Один из актуальных вопросов: почему, на ваш взгляд, было принято решение о создании нового детско-юношеского объединения, особенно на фоне предшествовавшей этому событию довольно активной деятельности Российского движения школьников?

– За последние несколько десятилетий сохранилось достаточное количество коллективов, которые продолжили работу с детьми в рамках общественных организаций и детских движений. В частности, возникших на обломках бывшей пионерской организации. Есть регионы, в которых некогда сформировались очень мощные детские движения, и они продолжают существовать вплоть до сегодняшнего дня. И Российское движение школьников все-таки развивалось параллельно с ними, не стало той платформой, которая задала бы всем детским организациям страны единый вектор развития.

К моменту создания Движения Первых в России существовало более трехсот детских организаций. Есть, например, Международная федерация детских организаций (СПО-ФДО), в составе которой около пятидесяти детских общественных движений разного уровня.

Поэтому было принято решение объединяться, складывать все наши активы, наработки. Кроме того, Движение Первых исполняет уникальную роль, потому что традиционно с точки зрения образовательной организации воспитательная работа выглядит как вектор воздействия от взрослого к ребенку. В детском же движении все иначе – она ведется на основе совместной деятельности ребенка и взрослого. И это горизонтальное взаимодействие – без назидательности.

– Насколько уместно в данном случае вспомнить о педагогике сотрудничества, которую, как правило, противопоставляют авторитарным подходам?

– Безусловно, детское движение – педагогика сотрудничества. Как вы знаете, в прошлом году был принят Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи». Его цель – собрать молодежную политику, туризм, культуру, медиа и многое другое в единое воспитательное пространство. Чтобы все, кто занимается детьми, так или иначе могли синхронизировать свои действия. И в каком-то смысле детское движение сейчас станет выполнять эту миссию координатора, будучи общественной организацией, которая действует при поддержке государства. Это шанс построить по-настоящему хорошее, качественное воспитательное пространство, где семья и школа не будут больше в одиночку сражаться за воспитание детей.

– Сохранил ли при этом самостоятельность проект «Большая перемена» или также вошел в состав Движения Первых?

– Вы, наверное, помните, что в первоначальной версии упомянутого ФЗ название организации было сформулировано как «Движение детей и молодежи «Большая перемена». В ходе обсуждения многие коллеги высказались о том, что если мы хотим объединить всех, то надо дать возможность придумать название детям.

На это ушло почти полгода. Только на декабрьском съезде ребята из пяти вариантов, которые вышли в топ, выбрали «Движение Первых», причем оно было принято в условиях острой конкуренции. Там были и другие предложения, которые тоже многим ребятам нравились и за которые делегаты охотно голосовали.

Но «Большая перемена» содержит в себе огромное количество действительно очень современных и живых решений для большого всероссийского детско-взрослого сообщества. «Большая перемена» стала всероссийским детско-взрослым сообществом, очень ярким и мощным, где и педагоги, и дети, и родители могли заниматься совместной деятельностью. Это уникальный проект, который отражает специфику нашего времени.

В каком-то смысле он самостоятелен, хотя проводится в рамках национального проекта «Образование». Но «Большая перемена» еще и источник новых практик в работе с детьми. И это, пожалуй, самый важный и ключевой фактор. Именно поэтому те люди, которые состояли в сообществе «Большой перемены», сегодня переходят в движение.

– Летом текущего года исполнился год с момента начала деятельности Движения Первых. Продолжается активный процесс строительства организации. Когда, на ваш взгляд, можно будет сказать, что оно полноценно функционирует в полную силу?

– Пожалуй, на нашем пути можно отметить несколько очень важных этапов и вех. Первую веху мы, наверное, пройдем еще в этом году. Я недавно была на научно-практической конференции, где собрались люди, занимающиеся воспитанием, высшим образованием, и довольно серьезно, не без грусти, обсуждали, что еще несколько десятилетий назад говорить о воспитании было вообще неприлично. На сайтах вузов, например, в буквальном смысле слова прятали программу воспитательной работы, для того чтобы, не приведи Господь, студенты ее не обнаружили.

Сейчас нам предстоит принятие программы воспитательной работы движения. Мы потратили целый год, чтобы договориться с педагогическим сообществом, учеными, ведущими практиками о том, как должна строиться воспитательная работа в детском движении с учетом опыта, накопленного российской педагогической наукой, нашей педагогической традиции, той практики, которая существует на сегодняшний момент, социальной среды. Ведь любое движение, в частности детское движение как часть системы воспитания, формируется в условиях конкретного общества и под задачи конкретного общества. Поэтому мы не можем игнорировать реалии сегодняшнего дня, в том числе цифровизацию общества, необходимость укрепления нашей национальной культуры, сохранения традиций.

И наконец, вызов, который проистекает из всего происходящего, – разрыв поколений, который опять же препятствует нам в воспроизводстве социального опыта…

Программа воспитательной работы уже подготовлена, прошла экспертизу – и профессиональную, и общественную. Получены все необходимые экспертные заключения, программа передана в наблюдательный совет и будет принята на его ближайшем заседании до конца текущего года.

Когда можно будет сказать о том, что движение встало на свои рельсы и состоялось? Когда мы сможем собрать хороший, качественный и, главное, большой пул наставников. Потому что движение – это прежде всего институт воспитания. А воспитание – это всегда передача от старшего к младшему.

Движение – это коллектив, где дети объединены со взрослыми совместной социально полезной деятельностью. То есть большое количество автономных участников воспитательных задач движения не решают. Поэтому к нам должны прийти люди, которые хотят работать с детьми, которые готовы передавать им свой опыт, а главное – ценности. Когда мы говорим: «Ну почему у нас такое невоспитанное поколение?» – это вопрос ко взрослым, а не к детям. Это означает, что мы как взрослые не организовались для того, чтобы воспитать следующее поколение. Дети воспитываются не через телевизор, не через Интернет, они воспитываются через непосредственное взаимодействие со значимыми взрослыми. И только если у ребенка в жизни есть такие значимые взрослые, его формирование как личности происходит целенаправленно, не стихийно. Вот когда мы соберем наставников (а мы сейчас как раз структурируем эту работу), тогда я вам скажу: «Все, мы как движение готовы работать на полную мощность».

– Вы планируете набрать какое-то конкретное количество наставников?

– Для дополнительного образования, которое, на мой взгляд, является наиболее релевантным ориентиром для детского движения, принят норматив 1 к 15. То есть, если вы хотите привлечь миллион участников, сколько вам нужно наставников? Более 60 тысяч. А если участников движения 20 млн? 1,3 млн наставников.

– А есть ли в мире какие-то аналоги движения, на которые вы ориентируетесь? Конечно, с учетом специфики нашей страны…

– На самом деле только в СССР пионерия была по-настоящему массовой детской организацией. Вместе с тем очень интересен опыт скаутской организации, в основе которой лежат и наставничество, и дух романтики и приключений. Скаутскому движению уже 150 лет, и оно развивается, не стоит на месте, не сокращается, демонстрирует свою устойчивость.

Что же касается пионерской организации, то следует проанализировать, почему она перестала существовать. Видимо, были заложены управленческие решения, которые ее подтачивали изнутри. На последнем съезде, когда ее реформировали в СПО-ФДО, разгорелась большая дискуссия, потому что как раз за счет этой массовости начались выхолащивание деятельности организации, взаимодействия детей и взрослых, манипуляция детьми взрослых, использовавших их статус участников детского движения: ну как же так, ты пионер, почему ты ходишь в грязных ботинках, где твой дневник, пионер не учится на двойки и т. д. Это приводило к разочарованию, к тому, что дети переставали воспринимать организацию как свою. Из нее пропал живой детский дух.

– Пионерия в СССР ведь была еще очень сильно политизирована…

– Да, вы правы, пионерия была сильно политизирована. Потому с ней происходило то же самое, что и со всей остальной идеологией, ведь она была частью выстроенной лестницы социализации советского человека. Но вместе с этим в рамках пионерской организации был накоплен колоссальный педагогический опыт воспитания в детском коллективе.

– Извините, а вы были членом пионерской организации?

(Смеется.) Конечно! Я даже комсомолкой побывала.

– Движение Первых включает семейное сообщество «Родные – Любимые». Расскажите, пожалуйста, о нем. Какие задачи можно решить с его помощью?

– Задача, которую нам необходимо решить, – это создать альянс между государственной системой социализации, представленной в первую очередь нашей системой образования, молодежной политикой и семьей.

Все-таки ребенок растет в семье, которая является первичным звеном социализации. Семья изначально определяет вектор развития ребенка. Сегодня взрослые, родители, педагоги испытывают недостаток воспитательных стратегий, потому что не бывает такого, чтобы в стране, на 20 лет позабывшей о проблемах воспитания, каким-то магическим образом сохранились традиции этого воспитания. Читатели «Учительской газеты» прекрасно знают, что отношения между системой образования и родителями нередко складываются очень драматично. Во многом это является следствием того, что родителей приучили относиться к школе как к сервису услуг. Но, с другой стороны, все равно семьи хотят помощи, поддержки. Они хотят, чтобы в воспитании у них были помощники. Хотят перенимать какой-то положительный опыт в этой сфере, какие-то лайфхаки, становиться более компетентными как родители. Это тоже очень важно. А главное – они готовы помогать движению.

Наша задача не лежит в плоскости услуг. Мы организуем совместную общественно полезную деятельность детей и взрослых. Согласно уставу нашей организации родители вместе с детьми могут принимать участие в нашей походной деятельности, в волонтерском движении, помогать нам с профориентационной работой, то есть с тем, чтобы передавать детям социально полезные и гражданские навыки.

К примеру, у нас есть проект «Первая помощь». И есть родители детей, которые по профессии врачи. И мы просим их помочь. У родительского сообщества колоссальный потенциал!

Но в то же время надо помогать и детям, которым их семья не может дать необходимое воспитание. Потому что разные бывают семейные ситуации. Вот недавно читала книжку Анатолия Мудрика «Социализация и «смутное время». Он пишет о том, что у нас 25% семей не могут обеспечить детям адекватное воспитание в соответствии с нормами, существующими в современном обществе, а 15% вообще формируют у своих отпрысков асоциальные модели поведения. Таких детей значительное количество. И чаще всего они предоставлены сами себе.

– А как родителям войти в это сообщество и как детям привлечь туда своих родителей? И что дальше будет происходить, когда они зарегистрируются в проекте?

– Для нас как организаторов очень важно, чтобы каждый ребенок нашел свою первичку. Первичная организация – это и есть тот самый детско-взрослый коллектив, в котором идет основная работа. Мы не ограничиваем ребенку набор первичек, в которых он может участвовать. Как правило, их две-три. Предположим, одна на базе центра дополнительного образования, вторая – на базе вуза, третья – на базе школы и т. д. Если ребенок активный участник движения, три первички закрывают все его интересы. Но только в одной первичке он может избираться в органы самоуправления, чтобы мы не получили таких детей, которые лидеры везде, а по сути нигде. То есть выбери себе коллектив, который ты считаешь для себя основным, развивайся в нем, вписывайся в него, преодолевай вместе с ним проблемы, живи его жизнью! Это очень важно – создать для ребенка возможность погрузиться в детско-взрослый коллектив, где его ждет все – и беды, и радости, которые он вместе с этим коллективом проживет. Тогда мы и сможем достичь того воспитательного результата, который нам так остро необходим.

Точно так же и родители должны принять решение, как, какой первичной организации они будут помогать. Допустим, родитель работает в организации, на базе которой создана первичка. А сейчас очень многие государственные корпорации приходят нам на помощь, тоже стараются на базе своих корпоративных центров создавать первичные организации нашего движения.

Можно это осуществлять на базе своего предприятия. Если вы помогаете школе, где учится ваш ребенок, в общественной работе и у вас сложились близкие отношения с одноклассниками вашего ребенка, с их родителями, помогайте школьной первичке. Если есть желание, можете помогать на базе молодежных центров. Это не означает, что такая помощь становится второй работой. Но это такая волонтерская деятельность, где родители могут заниматься вместе с детьми социально значимыми делами и проектами. Это уникальная воспитательная ситуация, которая создает вектор движения для семьи.

– Может быть, как раз «Большую перемену» можно назвать таким примером, когда родители выступили с инициативой участия, захотели присоединиться, как-то помочь своим детям в конкурсе? В какой-то степени этот опыт был перенесен в Движение Первых?

– Не совсем так. Все-таки «Большая перемена» – это конкурс, нацеленный на раскрытие талантов и потенциала ребенка. Поэтому мы даем возможность детям раскрыться в рамках конкурса и ищем наставников, которые готовы им помогать в этом.

Мы выходим на образовательные организации, в которых дети проявляют себя ярко и креативно, демонстрируют различные навыки, компетенции. Такие организации мы выделяем, они у нас входят в рейтинг «Топ-50», мы поощряем их специальными призами, дающими возможность развивать эту креативную среду, распространять ее воздействие на больший круг детей. Но мы обращаем внимание и на родителей. Ведь конкурс каждый год серьезно меняется, он трансформируется, его невозможно один раз раскусить и ехать на этих санях бесконечно. Каждый раз это новые условия, новые критерии, новая система оценивания, новые испытания.

Мы видим, что один ребенок из семьи победил, допустим, в старшей школе. А другая пришла в пятом классе и тоже проявилась, выстрелила. Один ребенок победил в школьном этапе, другой – в СПО. Это означает, что средой раскрытия потенциала ребенка является в первую очередь семья. И мы начинаем эту семью тоже вовлекать в «Большую перемену». Ведь у многих семей есть какие-то собственные рецепты воспитания. Они не научные, они житейские, бытовые. Но такие родители часто очень референтны для родителей других детей. Поэтому необходимо, чтобы они становились частью нашей экосистемы. Так что действительно, родительское сообщество в «Большой перемене» показало себя очень эффективно. Но принцип его сборки и механизм функционирования отличны от того, что будет происходить в движении.

– Насколько я знаю, у вас проводится конкурс «Вызов месяца», победители которого смогут отправиться в путешествия по стране и, соответственно, дополнительно объединиться уже в рамках этих путешествий. Тут даже и Северный полюс указан…

– Да, это так. Просто путешествия – это та деятельность, которой, как правило, семьи занимаются совместно. И очень многие люди мечтают куда-то поехать всей семьей. Конечно, мы хотим и готовы задействовать все сферы, которые способствуют сближению членов семьи. Ведь это создаст новые условия для воспитания детей. Поэтому и родителей мы приглашаем присоединиться к нашему походному движению.

Сейчас мы разрабатываем программы пешеходных маршрутов, турслетов. Можно участвовать в нашем юннатском движении, потому что очень много взрослых людей, которые любят природу и стремятся передать эту любовь своим детям.

Мы организуем всевозможные творческие мероприятия, конкурсы, сообщества. Здесь существует огромный простор для сотворчества. А во время путешествий люди обычно имеют возможность всецело посвящать время друг другу, не отвлекаясь на какие-то рабочие задачи и бытовые проблемы.

– Наталия Александровна, с учетом современной политической ситуации не могу не задать вопрос о новых регионах Российской Федерации. Делаете ли вы какой-то особый акцент на работе движения в этих регионах с детьми, родителями, наставниками, педагогами или работаете с ними на равных условиях с другими регионами?

– Вообще-то мы стремимся к тому, чтобы работать со всеми на равных, но при этом не можем не учитывать особенности этих регионов. Прежде всего потому, что их жители проявляют большую общественную активность. С того момента, как они начали интегрироваться во всероссийскую систему образования, перед ними словно открылся какой-то новый невероятный мир. Мы часто сильно недооцениваем то, что имеем. А Россия – это действительно страна возможностей. И сколько делается в России для детей, подростков, молодежи, не делается больше ни в какой другой стране мира.

А главное – доступ ко всем этим благам молодые люди получают абсолютно бесплатно. Это и растущее многообразие вариантов дополнительного образования, и потрясающая Пушкинская карта, благодаря которой дети стали регулярно ходить в театры и музеи. Это и наша программа «Больше, чем путешествие», которая дает возможность куда-то поехать, посмотреть страну.

И конечно, очень активны участники из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, потому что они стремятся попробовать себя во всех сферах, получить доступ ко всему, что ранее было для них недоступно. Хотя мы все-таки должны понимать, что они переживают определенные сложности, им требуется больше внимания, соучастия. Детям из этих регионов необходимо наверстывать пропущенное и в образовательной, и в социальной сфере, ведь в силу непростой обстановки многим из них за последние 8‑9 лет пришлось направлять свое внимание на то, на что ребенок отвлекаться в принципе не должен.

Поэтому сейчас мы продумываем различные форматы работы с этими ребятами, как очные, так и дистанционные.

 

Досье «УГ»

 

Наталия Александровна Мандрова – первый заместитель председателя правления Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», генеральный директор АНО «Большая перемена».

Окончила исторический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова по специальности «история Средних веков», а затем Московскую школу управления Сколково, защитив проект по теме «Трансформация регионального университета». В настоящее время обучается в аспирантуре на факультете педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова. Сфера академического интереса – актуальные модели развития дистанционного образования высшей школы.

В 2015‑2019 годах работала в команде Международного детского центра «Артек», в 2019 году занимала должность проректора по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей».

С 2020 года руководит Всероссийским конкурсом «Большая перемена». Является председателем Совета лидеров Лиги клубов «Большой перемены».

В 2020‑2022 годах была директором ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр). Курировала федеральный проект «Социальная активность» национального проекта «Образование».

В марте 2023 года назначена первым заместителем председателя правления Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых».

Имеет государственные награды. Трижды награждена Национальной премией в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник» в номинациях «Мастер» и «Проект года», а также за медийную кампанию по популяризации инновационной активности и продвижению историй успеха среди молодежи.

Свободно владеет английским и французским языками. Замужем, воспитывает двоих детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте