Конкурс, вот уже три десятка лет открывающий стране ее ярких педагогов и изменивший представление об учителе, который оказывается на деле весьма непохожим на анекдотичную Мариванну, обрел свои традиции и неповторимые интонации в каждом регионе. В столице профессиональные состязания специалистов, отдающих свои сердца детям, связаны в единый конгломерат под общим названием «Педагоги года Москвы». Разумеется, для каждого из них готовится своя оригинальная конкурсная программа, позволяющая встречаться с удивительными людьми, которые формируют ведущие стратегии и определяют актуальные тенденции.
Так случилось и в этот раз на треке «Учитель года Москвы»-2022. В гости к конкурсантам нагрянул Петр Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», бывший главный редактор «Учительской газеты», которую он возглавлял 28 лет, и один из инициаторов проведения и организаторов Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года России». Говорили, конечно же, о будущем. О конкурсе, о профессии. И о школе.
– Глобальный соцопрос в 2018 году показал, что родители хотят одного – хороших предметных знаний, и только 10% опрошенных убеждены, что школа прежде всего учит ребенка учиться, помогает ему научиться искать информацию, анализировать ее, верно и грамотно оценивать. 56% людей уверены, что креативное мышление и способность к новаторству – это врожденные качества и никакие методики-технологии не могут их развить. Академик Александр Минц когда-то сказал: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Мы же хотим, чтобы наши дети умели «плавать», – загнал ежа под череп участникам встречи Положевец.
И спросил, какой же школу будущего видят эти учителя – молодые, амбициозные, смелые в решениях и поступках. Они фантазировали и мечтали, рассуждали о виртуальном образовательном пространстве и вживляемых чипах с базовыми знаниями, но какие бы догадки ни строили, сходились в одном:
– Школа будущего – та, что даст возможности раскрыться каждому ребенку.
– Мне нравится, как вы рассуждаете и, самое главное, дополняете друг друга. Школа будущего – это школа, которая создает каждому ребенку трудные, но посильные для него задачи, – согласился Петр Положевец. – Это школа, которая формирует здоровую личность и развивает мягкие навыки. Это место, где происходит поиск новых знаний и решений и где формируются умения, которые пригодятся в реальной жизни.
– Сегодня все футурологи в мире сходятся на том, – отметил спикер, – что будущие экономика и жизнь будут определяться тремя вещами: очень серьезными экологическими вызовами, очень высоким уровнем развития медицины и тем, что виртуальное пространство займет мегавселенную. Поэтому умение учиться и адаптироваться к новому важно. В каждый момент мы можем изменить свою жизнь на 90 градусов и начать все сначала. И основным качеством становится стрессоустойчивость. Потому что при такой высокой интенсивности решений, если твоя психика не будет готова к метаморфозам, ты не справишься.
Зашла речь и об искусственном интеллекте. На что эксперт показал забавный ролик про чайник, подчинивший человека, который пришелся ему не по нраву, но при этом заметил:
– Будет ли опасен искусственный интеллект? Он может быть выше, лучше и сильнее человека только тогда, когда сможет осознавать себя как личность. До этого еще очень далеко. В школе будущего искусственному интеллекту будет отведена большая, но техническая роль. Учитель останется учителем всегда, при любых технологиях. Люди никогда не пожертвуют тем, чтобы общаться друг с другом.
«Люди, познания которых одинаковы, недолго остаются лучшим обществом друг для друга», – считал Ралф Уолдо Эмерсон. А еще американский философ говорил: «Каждый человек, которого я встречаю, меня в чем-то превосходит, и в этом смысле я могу у него поучиться». Прошло 200 лет, а ничего в мире не изменилось. Все великие события по-прежнему начинаются с общения. И это доказательство того, что наиболее верным мерилом цивилизации служит не количество народонаселения, не величина городов, не урожай, а качество людей. Афоризм духовного лидера Уитмена и Мелвилла лишний раз подтвердила эта, кажется, незабываемая встреча.
Возможно, она вдохновила конкурсантов и на финальную беседу с руководителем Департамента образования и науки города Москвы Александром Молотковым, от которой зависит то, кто именно из них будет представлять Москву на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»-2022.
Сегодняшний формат конкурса в Москве кардинально изменился, стали востребованы не индивидуальные качества, а умение работать в команде. В каждой по пять учителей, которые уже показали высокие результаты в московских учительских олимпиадах и конкурсах. Работать в команде нелегко, у каждого участника своя четко обозначенная роль, а значит, к успеху придут лишь те, кто хорошо умеет работать в коллективе, понимает важность командного взаимодействия. Следовательно, успешный учитель должен не только отлично знать свой предмет, но и обладать коммуникативными навыками, уметь мыслить нестандартно, не бояться выйти из зоны комфорта, быть амбициозным.
Безусловно, конкурс – всегда незабываемое впечатление для участников. Это отличный старт для молодых педагогов и полная перезагрузка для учителей со стажем. Как говорят его корифеи, конкурс всегда старался быть на шаг впереди, стремился быть полезным для личностного и профессионального роста московских учителей, служил площадкой для обмена опытом и развития навыков эффективной самоорганизации. Это действительно так. Каждый день возникала новая задача, которую необходимо было срочно решить. В такие моменты становится ясно, что каждый обладает большими ресурсами и надо их использовать по максимуму, что тайм-менеджмент – великая вещь, а коллеги, даже те, которые работают вместе долгие годы, способны сильно удивить друг друга. Большая заслуга конкурса еще и в том, что он помог выявить личные и профессиональные дефициты. За короткий срок учителя получили бесценный опыт, смогли многое переосмыслить и переоценить, завести новые знакомства.
Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), пос. Поведники, филиал Московского городского Дома учителя
Комментарии