Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Настроение в цвете. Нужно работать на перспективу

Учительская газета, №51 от 14 декабря 2004. Читать номер
Автор:

Одним из элементов профессиональной компетентности современного педагога является владение информационно-коммуникационными технологиями. Из 312 педагогических работников Баевского района Алтайского края в 2000-2002 годах курсы повышения квалификации в области ИКТ прошли 23 педагога, 2003-2004 годах – 44, что составляет в итоге 22% от общего числа. В условиях модернизации образования требуется ускорить этот процесс. Как один из способов решения данной задачи – создание ресурсных центров дистанционного образования на муниципальном уровне. Это позволяет учитывать объективные сложности текущего момента:

недостаток средств на повышение квалификации в бюджете муниципалитета (обучение одного педагога в краевом центре на 2-недельных курсах – 3000 рублей, в муниципальном ресурсном центре – около 1000 рублей);

невозможность оставить семью на длительный срок (средний возраст педагогических работников системы образования района 40-45 лет);

недостаток квалифицированных специалистов, готовых заменить педагога, посещающего курсы, на рабочем месте;

сложность организации педагогической поддержки в освоении ИКТ на уровне образовательного учреждения;

недостаточная интеграция педагогов разных специальностей при рассмотрении региональных педагогических проблем.

Перед педагогом, пришедшим на курсы повышения квалификации в области ИКТ, стоит несколько задач:

1. Освоение основ пользования электронной машиной – персональным компьютером.

2. Освоение основ работы базовых программных продуктов: текстового редактора Word, табличного редактора Excel, программы-презентации Power Point, программы почтовой связи, программы работы в интернете Internet Explorer.

3. Осознание целей, методов, способов, приемов включения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, учитывая не только специфику преподаваемого предмета, но и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические возможности педагога, материально-технические условия образовательного учреждения.

Однако, как показал анализ входной диагностической анкеты, из 44 педагогов и руководителей образовательных учреждений, руководителей общественных методических структур, прошедших обучение в нашем центре с начала его работы, 100% осознают только первую задачу, 45% осознают частично третью задачу.

В данной статье хотелось бы поделиться опытом организации и проведения занятия с педагогами по принятию второй и третьей объективной задачи повышения квалификации в области ИКТ.

Тема занятия «Целеполагание деятельности участника курсов:

«Использование персонального компьютера в деятельности организатора методической работы»

Форма организации занятия: тренинг.

Цель занятия: актуализация знаний о нормах профессиональной деятельности, определение позиций учебного сотрудничества в процессе курсовой подготовки, готовность к самообразованию и реализации индивидуального образовательного проекта с использованием ИКТ.

Организация работы (см. таблицу).

Упражнение: «Визитка»

1. Напишите, пожалуйста, в центре листа имя, которым вы хотите, чтобы вас называли на наших курсах. В правом верхнем углу укажите ваше хобби, в правом нижнем углу прикрепите лепесток, отражающий цвет вашего настроения «здесь и сейчас», в левом верхнем углу напишите название любимой мелодии (песни), в левом нижнем углу – предпочитаемую геометрическую фигуру (5 минут).

2. По часовой стрелке мы представимся друг другу, называя свое имя, хобби, любимый цвет, мелодию, геометрическую фигуру. Когда закончите представлять себя, поверните голову в сторону соседа, улыбнитесь ему и скажите: «Очень приятно!». Он должен вам ответить: «Взаимно!» – и представить себя (время по 1 минуте на человека).

3. Заключительный этап упражнения: предложить всем встать и попросить сделать шаг в круг каждого второго человека, начиная отсчет от себя самого. Внутренний круг повернуть лицом к внешнему и поиграть в детскую игру:

«Здравствуй, друг» – пожимаем друг другу руки в паре.

«Где ты был?» – похлопаем друг друга по плечам.

«Я скучал!» – потрепать соседа по мочке уха.

«Ты пришел!» – развести руки в стороны (как знак растерянности).

«Хорошо» – дружеское объятие.

Мозговой штурм «Зачем я здесь?»

Раздаются листочки трех цветов с клеящейся кромкой каждому участнику.

1. Напишите на листке зеленого цвета, чему вы бы хотели научиться на курсах лично для себя. На листке оранжевого цвета – для своей профессиональной деятельности как общественного методиста. На листке красного цвета – что может помешать вашему научению. (Время выполнения данного задания 10 минут).

2. Пройдите к доске, прикрепите листочки красного цвета. Педагог-тьютор зачитывает каждое проблемное обстоятельство. В ходе беседы с участниками выясняем, что необходимо нам всем сделать, чтобы максимально возможно выделенную и сформулированную проблему можно было решить. Здесь вырабатываются правила совместного сотрудничества. Они фиксируются на ватмане, и назначается тот, кто будет следить за их соблюдением. (Потом по завершению обучения можно будет выдать шуточный диплом «законника», «эксперта» и.т.д.). (10 минут).

Групповая работа «Зачем я здесь?»

Участников делим на группы по цветовому предпочтению или геометрической фигуре, указанной на визитке.

Задание для работы в группах.

1. Предъявите друг другу листочки зеленого цвета, обобщите, чему хотели бы научиться для себя на курсах. Запишите на отдельном листе 3-5 общих задач.

2. Предъявите друг другу оранжевые листочки, обобщите, что важно в работе общественного методиста и чем бы вы могли помочь друг другу.

3. В группах сформулируйте тему проекта.

4. Определить структуру, содержательное наполнение. Кто что будет делать.

5. Зафиксируйте критерии оценки личного продвижения и успешности общего дела (10 минут).

Результатом данного занятия стал план работы по созданию карты образовательных ресурсов района. Педагоги-методисты определили как необходимость для личностного роста в профессии:

освоение основ работы базовых программных продуктов: текстового редактора Word, табличного редактора Excel, программы-презентации Power Point, программы почтовой связи, программы работы в интернете Internet Explorer;

создание в электронном варианте базы данных по кадровому составу района, по обеспеченности учебно-методической литературой, созданию электронных вариантов диагностических анкет, представления обобщенного опыта коллег.

Таким образом, перенос акцента в обучении с утилитарного освоения основ владения компьютером на создание продукта – средства организации своей деятельности, средства демонстрации своего продвижения и успешности – позволяет вводить в профессиональное мышление педагогов ИКТ как средство реализации их педагогических замыслов. Владение указанным средством объективно является фактором повышения квалификации педагога, позволяет ему выстраивать новые перспективы.

Алена МИТИНА, ведущий специалист Комитета по образованию администрации Баевского района, Алтайский край


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту