search
main
0

Настоящее

Штучная работа

В Карелии 61,1 процента детей заняты в системе дополнительного образования. Каждый четвертый занимается в детско-юношеской спортивной школе. Проблемы у ребенка, чем занять себя, казалось бы, не должно быть. Но почему-то 80 процентов опрошенных детей испытывают дефицит общения.

Такие наводящие на размышление цифры прозвучали на педагогическом совете по вопросам дополнительного образования, который прошел в Петрозаводске. Участники его с горечью говорили, что дополнительное образование находится на краю исчезновения. Власти о нем не помнят, не говорят. Справедливости ради надо сказать, что все же в республике удалось в основном сохранить сеть учреждений дополнительного образования, хотя слухи о закрытии то одного, то другого то и дело будоражили общественность.

Но проблем действительно много. Заместитель директора Петрозаводского Дворца творчества детей и юношества Г.А.Власова считает, что не удовлетворен интерес мальчишек – перечень технических кружков все уменьшается.

Беды дополнительного образования можно представить на конкретном примере. Вот что рассказывает Наталья Соколова, художественный руководитель детского образцового хореографического ансамбля “Радость” республиканского Центра культуры и досуга учащейся молодежи:

– Фактически мы вынуждены перейти на самофинансирование. Платят только зарплату, а ведь любое дополнительное образование требует вложений. Все расходы мы перекладываем на плечи родителей. У меня в коллективе 110 детей с 5 до 14 лет. Беру всех, кто приходит, без отбора. Район наш окраинный, семьи здесь беднейшие. Среди родителей моих ребят в основном педагоги, врачи, рабочие, есть и безработные. Вот, например, у Любочки мама ходит в куцей курточке, и девочка плохонько одета – а как в танце хороша! Кстати, на успех влияют и костюмы. Поскольку все шью сама, родители оплачивают материал, тесьму – одеть надо с головы до ног. Сдают они также на аренду зала, так как своего у Центра нет, на запись фонограммы. В месяц выходит по 35-40 рублей. Без этой подпитки наш ансамбль просто прекратил бы существование.

Откровенны и другие педагоги дополнительного образования. Они признают, что при декларируемой бесплатности зачастую это образование становится платным. Например, в прикладной кружок приходится порой сдавать до 50 рублей в месяц. Удивляются, почему под крышей Дома пионеров существуют общественные организации, руководители которых получают зарплату как педагоги дополнительного образования. Говорят, что захлестнул бумажный поток – без конца надо сдавать программы, тематические планы, отчеты, в то время как раньше сдавали только раз в году…

Меняется время, изменяется и дополнительное образование. Появляются новые направления, подразумевающие не массовый охват, а индивидуальную – штучную – работу. Однако погоня за количеством детей грозит свести все усилия на нет. Выдерживают не все, уходят. Ведь нельзя же в самом деле предъявлять одинаковые требования по “охвату” детей к тем, кто ведет скаутское объединение и театральную студию или кружок журналистики!

Педагоги ждут закон о дополнительном образовании. Существующее типовое положение уже не отвечает потребностям сегодняшнего дня, не учитывает новые реалии. Сказывается на работе и разобщенность последних лет, оторванность от необходимой информации. Иногда педагог пишет авторскую программу не от хорошей жизни – он просто не знаком с имеющимся в стране опытом. Словом, изобретает велосипед, порой устаревшей конструкции.

Но есть уникальный опыт, разумеется, и на местах. С 95-го года в республиканском Центре технического творчества действует направление дополнительного образования под названием “Теория решения изобретательских задач” (ТРИЗ). Этот курс включает такие разделы, как “Развитие творческого воображения”, “Жизненная стратегия творческой личности”. Педагог ТРИЗ Александр Селюцкий убежден:

– Всюду нас учат тому, что было вчера, и нигде тому, что будет завтра. А дети, которые занимаются у нас, никогда не будут безработными. Они учатся определять свою жизнь, цель. После окончания вуза они не ищут рабочие места, а создают их для других…

Именно так называемое дополнительное образование сегодня формирует людей, которые знают, чего они хотят от жизни, и, что не менее важно, знают, как этого добиться.

Наталья МЕШКОВА

Петрозаводск

Анонс

В Санкт-Петербурге прошел II Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям”. Материалы о конкурсе читайте на стр. 10; 15-19.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте