search
main
0

Настоящее дело для «атаманши». Любишь кататься, люби и лыжи носить

Умение увлекать, вести за собой, сыпать идеями и заряжать других собственным энтузиазмом – качества, свойственные любому лидеру и незаурядному педагогу. Юлия РЫЖКОВА, учитель физической культуры из города Елизово Камчатской области, обладает ими всегда.

Впрочем, учитель для нее – это скорее призвание, находящееся вне временных рамок. Точно так же, как и звание мастера спорта СССР, чемпиона СССР 1991 года по горнолыжному спорту. Потому что сейчас она директор детско-юношеской спортивной школы единоборств. А несколько лет тому назад была студенткой, а еще раньше – школьницей, шумной заводилой, «атаманшей и партизанкой», как звали ее во дворе. Ей не представляло никакого труда найти общий язык с кем угодно – от малышей детсадовского возраста до пожилых и степенных граждан независимо от их достатка и веса в обществе (не случайно еще в 2000 году она учила Людмилу Путину, как правильно держаться, спускаясь по склону на лыжах). Но как получилось, что она, спортсменка, которой сулили большое будущее, оказалась в роли школьного преподавателя физкультуры?

– На самом деле все просто, – рассказывает Юлия Михайловна. – Для меня семья всегда была выше всего на свете, и, когда в свое время встал вопрос, что делать – готовиться к Олимпиаде-1994 или выйти замуж, я, не колеблясь, выбрала второе. И ни минуты не жалею об этом. Не только потому, что сейчас у меня самый лучший на свете муж (кстати, тоже спортсмен-горнолыжник) и трое сыновей, именно этот выбор привел меня в школу. Не могу сказать, что я всегда чувствовала в себе призвание быть педагогом. Просто когда пришла в школу, то сразу же поняла: это тот самый воздух, которым я буду дышать, и именно то, что мне нужно.

Рыжкова сделала то, чего до нее не делал никто, – ввела в программу уроки по горным лыжам. Причем проводила их так интересно, что никому, даже тем, кто действительно мог бы это сделать, и в голову не приходило взять освобождение от занятий. И ни один родитель при этом не был против! В чем же секрет?

– Нужно уметь не просто представить товар лицом, но и убедить всех, насколько сегодня важно и престижно уметь обращаться с горными лыжами, – открывает нам рецепт своего успеха Рыжкова. – Представьте: это ведь не минута вниз и два часа наверх по принципу «любишь кататься, люби и саночки возить», а чисто эмоциональное наслаждение – прозрачнейший горный воздух, ослепительный снег, скорость, ощущение полета птицы. А для подъема есть специальное устройство, плавно переносящее тебя от подножия до самой вершины. Словом, романтический образ скользящего по склону героя, навеянный красивыми голливудскими фильмами. Причем вовсе не обязательно, что это будет нужно, только пока вы живете на Камчатке. Даже наоборот, здесь вам просто предоставлена уникальная возможность овладеть основами горнолыжных премудростей прямо в школе на уроке, а ведь не секрет, что в той же Швейцарии или даже в Москве услуги инструктора стоят очень дорого.

Вопреки формуле «сапожник без сапог» Юлии Михайловне удалось безо всякого труда приобщить к лыжам своих сыновей. Младшему всего четыре, но он уже уверенно чувствует себя на склоне и не боится скорости. Правда, вышло так, что старшего и среднего куда больше интересует музыка – оба играют на скрипке. Но мама и папа не против, ведь главное в человеке – гармония физического, умственного и духовного развития.

Вот если бы в школу пришло побольше таких людей, профессиональных спортсменов! Глядишь, и отношение у к предмету, который, что греха таить, многие в школе до сих пор считают второстепенным, изменилось бы к лучшему. Выступил вот несколько лет назад президент Путин с инициативой увеличить количество уроков двигательной активности, а поди-ка, разве сдвинулось хоть что-либо с места? В этом плане, считает Рыжкова, нужно действовать гораздо более радикально. Точно так же, как с ЕГЭ – приняли же решение проводить и все тут, никуда не денешься! Но если единый госэкзамен уравнивает возможности каждого выпускника при поступлении в вуз или ссуз, то неужели физическая культура, гарантирующая всем здоровье, имеет для всей страны меньшее значение? И неужели до сих пор непонятно, что успехи на этом поприще зависят не столько от количества уроков в неделю и от количества средств, вложенных в закупку спортинвентаря, сколько от квалифицированных кадров? А ведь сколько их, бывших спортсменов и тренеров с мировым именем, ушло в коммерцию, сколько работает сторожами и охранниками, вместо того чтобы иметь возможность, зарабатывая на жизнь в школе, помочь детям стать сильными и здоровыми!

Не случайно Рыжкова так приветствует тот факт, что в последние годы в регионах, особенно удаленных от центра, стали активно возрождаться национальные виды спорта. Причем на фоне традиционных футбола-волейбола-баскетбола они могут поначалу выглядеть несколько странными, порой даже комичными. Например, у якутов есть парные соревнования по перетягиванию палки и «девятерной» прыжок на одной ноге, у нанайцев – метание топора и прыжки с шестом на дальность. Тем не менее это больше, чем спорт, – это часть национального самосознания и культуры, то, что объединяет людей. И что интересно, тут вовсе не обязательны какие-то мудреные тренажеры и дорогой инвентарь – с обычными шестом и веревкой можно придумать массу упражнений и использовать их во многих соревнованиях.

Да, все-таки определенные подвижки есть. Однако для того, чтобы коренным образом изменить психологию молодых людей, воспитанных пивной рекламой, помочь им понять, что зарядка утром и пробежка на свежем воздухе вечером – это так же естественно, как умыться и почистить зубы, нужно еще очень много работать. И нужны действительно очень серьезные меры, может быть, даже принудительного характера.

– А нам почему-то, наоборот, советуют отказаться от отметок по физкультуре, – сетует Рыжкова, – в то время как отметка является очень мощным стимулом. Чем, спрашивается, мы хуже, чем другие предметники? Да, ученики бывают разные, одни более, другие менее развиты физически. А кто-то с врожденными дефектами. Ну и что? Мы же ставим отметки не за врожденные качества, а за работу.

По ее мнению, многое стоит изменить в самой подготовке будущих учителей. Особенно в плане организации педагогической практики. Ведь как сегодня это выглядит? Учитель и так безумно загружен, а тут к нему приходят практиканты – дополнительная головная боль. Поэтому, практика вместо передачи опыта нередко превращается в фикцию. А ведь этот процесс в принципе полезен не только молодым, но и опытным педагогам, так как зачастую студенты приходят, может, и не имея опыта работы, зато обладая какими-то новыми знаниями, полученными от преподавателей вуза. А пожилые педагоги, даже пройдя курсы повышения квалификации, нередко остаются закрытыми для всего нового.

…К слову будет сказано, сама Юлия Рыжкова не такая. Иначе бы зачем, спрашивается, было успешному педагогу, учителю физкультуры, проработав 4 года, вдруг снова идти в педвуз, теперь уже за психологическим образованием? Оказывается, в какой-то момент Юлия Михайловна начала осознавать, что меняется не только страна – меняются и люди, в первую очередь дети.

– Я им говорю о патриотизме, а они мне совсем о другом, – вспоминает она, – я им про то, что нехорошо ходить в расшнурованных ботинках, а они мне доказывают, что, наоборот, именно так – круто. Словом, я перестала понимать их. Да, методически, как преподаватель, я стала гораздо более грамотной, но вот в остальном… Психология очень здорово помогла мне стать менее закостенелой и более гибкой. Я стала понимать, что причины почти всех наших проблем сидят в нас самих, причем так глубоко, что поначалу и не догадаешься. Мы-то виним всех и вся, ищем соринки в чужом глазу, считая себя непогрешимыми, а это вовсе не так. Поэтому я стала не пытаться выстроить всех так, как мне удобно, и не подстраиваться целиком под окружающих, а начала искать точки соприкосновения и находить оптимальное решение.

Невероятно, но факт: подготовка и участие в конкурсе «Учитель года» совпали по времени с периодом сдачи государственных экзаменов на второе образование. Всем известно, что из себя представляет каждое из этих испытаний по уровню напряженности и сложности. Но разве можно чем-то запугать спортсменку, чемпионку, привыкшую к запредельным нагрузкам? Разве это повод впасть в отчаяние и отказаться от борьбы, тем более что муж и трое сыновей так верили в ее успех и помогали всем, чем могли? Наконец разве это не прямой вызов ей, «партизанке», которая всегда была впереди на лихом коне? И она приняла этот вызов и победила – в Москве ее урок оценили в 88,7 баллов из 90 возможных. И это ее главная победа.

…Сейчас Юлия Михайловна директор спортивной школы. Она имеет возможность на своем участке работы сделать то, что она считает нужным. И то, что нужно было бы сделать уже давно, но в масштабах всей страны. Пожелаем ей успеха!

Елизово, Камчатская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте