search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Пятого декабря отмечают День волонтера Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Роль учителя в формировании межкультурного диалога Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов Школьники Твери задали вопросы Народному учителю России В Самаре пройдет XVII Всероссийский форум «Педагогическая гавань»
0

Настольная игра «ЗИЛ»

Даниловский район в годы Великой Отечественной войны: социальное проектирование как междисциплинарная технология патриотического воспитания

Ориентируясь на современные тренды образования, в том числе связанные с формированием у обучающихся навыков будущего 4К – критическое мышление, креативность, коммуникация и коллаборация, педагогический коллектив Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина пришел к пониманию необходимости развития в техникуме научно-исследовательского направления в прикладном, проектном применении.

Креативные индустрии – это сфера профессиональной деятельности на стыке культуры, технологий и бизнеса, в основе которой лежит производство интеллектуальной собственности. Креативные индустрии сегодня можно назвать одним из значительных драйверов развития креативной экономики. Креативную экономику в свою очередь определяют три характеристики: высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека, высокая степень неопределенности и острая потребность генерации новых знаний при колоссальном объеме уже существующих. В этом контексте организация научно-исследовательской и проектной деятельности студентов и преподавателей является важнейшей составляющей образовательного процесса в техникуме.

Объединение научно-исследовательских методов и проектных технологий в учебной и воспитательной практике техникума позволяет студентам достигать образовательных результатов, выраженных в конкретных овеществленных продуктах, имеющих социальную значимость и востребованных за пределами самого техникума.

Одним из примеров такого подхода является историко-исследовательский проект по изучению роли Даниловского района города Москвы в годы Великой Отечественной войны. Результаты исследования были использованы для создания трех интерактивных образовательных продуктов, объединенных впоследствии в единую настольную игру.

Идея проекта возникла в результате обсуждения со студентами техникума их возможного вклада в сохранение исторического наследия в рамках подготовки к празднованию 75‑летия Великой Победы. Было принято решение совместно силами студентов разных направлений подготовки и под руководством группы преподавателей разработать игру, связанную с историей Даниловского района Москвы в годы ВОВ (одно из зданий техникума располагается в Даниловском районе). Формат игры не только позволял создателям обработать большой объем исторической информации и представить его интерактивно. Также будущие игроки получили возможность в развлекательной форме ознакомиться с историческими фактами. При этом целевая аудитория игры была определена достаточно широко – как студенты техникума, так и обучающиеся всех образовательных организаций Даниловского района.

Актуальность проекта напрямую связана с задачей формирования гражданской идентичности и патриотизма среди молодежи. Патриотическое воспитание является вопросом национальной безопасности. Президент РФ Владимир Путин заостряет внимание на том, что участники образовательного процесса должны обращать пристальное внимание на патриотическое воспитание, в силу того что оно является краеугольным камнем государственности и национального могущества. Мэр Москвы Сергей Собянин также отмечает необходимость усиления воспитательной работы в школах.

Целью проекта настольной игры является формирование исторической памяти у школьников и студентов. Историческую память можно определить как важнейший компонент педагогического и исторического знания, который формирует у субъекта личностное восприятие истории через биографический и эмоциональный побудительные импульсы.

Достижение этой цели в ходе реализации проекта осуществлялось через решение следующих задач:

– создание исследовательской среды для соприкосновения студентов с историческими объектами;

– формирование у студентов гражданско-патриотических ценностей средствами творческой деятельности;

– создание студентами медийного социального продукта, понятного современной молодежи.

Важными элементами реализации проекта являлись методология и инструментарий. Методология проекта была представлена основными положениями новой исторической науки, основанной на междисциплинарном подходе к изучению общества и человека в обществе.

Проект состоял из нескольких этапов: организационного, исследовательского, производственного и рефлексивного. Организационный этап включал в себя работу по формированию рабочих групп из числа студентов (исследовательская группа, креативная группа, производственная группа) и выбор наставников-преподавателей. В состав рабочих групп вошли студенты первого и второго курсов специальностей «издательское дело», «дизайн по отраслям», «печатное дело» и «производство изделий из бумаги и картона». Студенты приглашались к участию на добровольной основе в зависимости от их личной заинтересованности. Внутри каждой группы были выбраны лидеры и распределены роли. В ходе исследовательского этапа была организована самостоятельная работа студентов, а преподаватели выступали в качестве тьюторов. Далее знания и результаты, сформированные в рамках исследовательского этапа, в процессе учебно-производственной деятельности трансформировались в продукты, составляющие разные части настольной игры: правила игры, игровое поле, игровые задания, комплект дополнительных справочных материалов. В рамках рефлексивного этапа был проведен анализ соответствия результатов проекта запланированным целям и задачам, а также принято решение о дальнейшем тиражировании как опыта, так и полученного продукта. Каждый этап был ограничен конкретными временными рамками.

Одной из центральных задач проекта было создание исследовательской среды, в которой студенты с помощью наставников-тьюторов проводили исследование исторических событий, связанных с тремя важными объектами Даниловского района Москвы: Заводом имени И.А.Лихачева, Дворцом культуры ЗИЛ и Павловской больницей. Периодизация исследования определялась с 1930‑х по 1950‑е годы.

Группа студентов из семи участников с ноября по январь собирала и систематизировала исторический материал. Были разработаны матрицы исследования, по которым изучались первичные данные из архивных фондов. Был проведен анализ исторических фактов, а также изучены электронные документы и аудио­визуальные источники Российской государственной библиотеки, библиотеки ДК ЗИЛ, архива Павловской больницы. Упор делался на моделирование исторической реальности в антропологическом аспекте – изучение биографий людей и связанных с ними исторических объектов. Студенты самостоятельно работали с историческими данными, которые были преобразованы в цельное биографическое повествование. Преподаватели на этом этапе распределяли работу по приоритетам и оказывали консультативную помощь. В ходе исследовательского этапа студенты смогли развить навыки деловой письменной и устной коммуникации в общении с официальными лицами посещаемых объектов и профессиональными архивными историками.

Ключевым воспитательным эффектом исследовательского этапа стало собственное понимание участниками проекта сложных событий прошлого, на которых базируется историческая память. Результаты проведенного исследования легли в основу образовательного контента, в дальнейшем представленного в формате игры с использованием современного языка массовой культуры.

На этапе производства от участников проекта потребовались конкретные исторические знания для успешного проведения разрабатываемой игры. В связи с этим преподавателями – наставниками проекта было принято решение разработать дополнительные (справочные) материалы – комплект из открыток, посвященных фактам о деятельности ДК ЗИЛ в исследуемом периоде, и брошюру о роли Павловской больницы в годы ВОВ, из этих материалов можно извлекать по ходу игры информацию, необходимую для осуществления ходов игроками. Студенты, обучающиеся по специальностям «дизайн по отраслям» и «издательское дело», совместно работали над концептуальной идеей игры, определяя ее механику, содержание и внешний вид. Гейм-дизайн разработанной студентами настольной игры, в которой игроки будут изучать историю значимых объектов Даниловского района Москвы, заключается в следующем:

– имеются игровое поле, пять комплектов карточек с историческими вопросами об объектах Даниловского района, карточки персонажей и буклет с правилами игры;

– для погружения в исторический контекст игрокам на выбор предлагаются аутен­тич­ные персонажи – от обычного рабочего до сотрудника НКВД, данный выбор влияет на то, какие бонусы в процессе игры получит тот или иной персонаж;

– игрокам необходимо пройти все игровое поле от старта до финиша: кидая кубик и двигаясь по полю, в зависимости от цвета сектора игрового поля участник должен вытянуть карточку из того или иного комплекта вопросов;

– для передвижения по игровому полю игрокам необходимо отвечать на исторические вопросы, ответы на которые они могут найти в дополнительных (справочных) материалах – открытках о ДК ЗИЛ и буклете о Павловской больнице.

Студенты специальности «дизайн по отраслям» под руководством преподавателей специальных дисциплин разработали визуализацию настольной игры – игровых карточек, игрового поля, а также дополнительного материала, включившего в себя набор открыток о ДК ЗИЛ и буклет о Павловской больнице. Одновременно была осуществлена подготовка макетов к печати.

На базе учебно-производственной типографии Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина студенты специальностей «печатное дело» и «производство изделий из бумаги и картона» изготовили сигнальные образцы настольной игры, а впоследствии тираж в количестве 100 штук для передачи в образовательные организации Даниловского района Москвы. Итоговый продукт состоит из трех компонентов: настольной игры (на основе исторических событий, связанных с Заводом имени Лихачева) и справочных материалов, включающих в себя набор открыток о ДК ЗИЛ и буклет о Павловской больнице. Все компоненты взаимосвязаны правилами игры и представляют собой единый образовательный контент, посвященный истории Даниловского района Москвы в годы войны.

Таким образом, социальный междисциплинарный проект, результатом которого стал целостный интеллектуальный продукт, демонстрирует новый подход к реализации задач патриотического воспитания молодежи. Проектная работа, включившая в себя комплексные теоретические задачи и их практическую реализацию с использованием понятного молодежи языка массовой культуры, может стать эффективным инструментом для колледжей в части получения дополнительных междисциплинарных знаний и навыков и способствовать формированию гражданско-патриотических ценностей у обучающихся. Полученные результаты подобных социальных проектов могут применяться в рамках изучения истории, проведения классных часов и других учебных и воспитательных мероприятий.

В ходе реализации данного социального проекта патриотическое воспитание было органично связано с формированием у студентов профессиональных и универсальных компетенций, а также мягких навыков. Например, ориентированность на результат формировалась через развитие способности обеспечивать качество выполнения работ и анализировать их соответствие ожидаемым результатам и заданным параметрам качества. Особое значение имел опыт командной работы, то есть участники проекта получили возможность развития коммуникативных навыков, умения конструктивно взаимодействовать с членами команды для достижения общих целей. Также формировалось критическое мышление через развитие способности целостно видеть ситуацию, сопоставлять разрозненную информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Самвел КОРКОТЯН, Валерия САДЫКОВА, преподаватели Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте