Ориентируясь на современные тренды образования, в том числе связанные с формированием у обучающихся навыков будущего 4К – критическое мышление, креативность, коммуникация и коллаборация, педагогический коллектив Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина пришел к пониманию необходимости развития в техникуме научно-исследовательского направления в прикладном, проектном применении.
Креативные индустрии – это сфера профессиональной деятельности на стыке культуры, технологий и бизнеса, в основе которой лежит производство интеллектуальной собственности. Креативные индустрии сегодня можно назвать одним из значительных драйверов развития креативной экономики. Креативную экономику в свою очередь определяют три характеристики: высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека, высокая степень неопределенности и острая потребность генерации новых знаний при колоссальном объеме уже существующих. В этом контексте организация научно-исследовательской и проектной деятельности студентов и преподавателей является важнейшей составляющей образовательного процесса в техникуме.
Объединение научно-исследовательских методов и проектных технологий в учебной и воспитательной практике техникума позволяет студентам достигать образовательных результатов, выраженных в конкретных овеществленных продуктах, имеющих социальную значимость и востребованных за пределами самого техникума.
Одним из примеров такого подхода является историко-исследовательский проект по изучению роли Даниловского района города Москвы в годы Великой Отечественной войны. Результаты исследования были использованы для создания трех интерактивных образовательных продуктов, объединенных впоследствии в единую настольную игру.
Идея проекта возникла в результате обсуждения со студентами техникума их возможного вклада в сохранение исторического наследия в рамках подготовки к празднованию 75‑летия Великой Победы. Было принято решение совместно силами студентов разных направлений подготовки и под руководством группы преподавателей разработать игру, связанную с историей Даниловского района Москвы в годы ВОВ (одно из зданий техникума располагается в Даниловском районе). Формат игры не только позволял создателям обработать большой объем исторической информации и представить его интерактивно. Также будущие игроки получили возможность в развлекательной форме ознакомиться с историческими фактами. При этом целевая аудитория игры была определена достаточно широко – как студенты техникума, так и обучающиеся всех образовательных организаций Даниловского района.
Актуальность проекта напрямую связана с задачей формирования гражданской идентичности и патриотизма среди молодежи. Патриотическое воспитание является вопросом национальной безопасности. Президент РФ Владимир Путин заостряет внимание на том, что участники образовательного процесса должны обращать пристальное внимание на патриотическое воспитание, в силу того что оно является краеугольным камнем государственности и национального могущества. Мэр Москвы Сергей Собянин также отмечает необходимость усиления воспитательной работы в школах.
Целью проекта настольной игры является формирование исторической памяти у школьников и студентов. Историческую память можно определить как важнейший компонент педагогического и исторического знания, который формирует у субъекта личностное восприятие истории через биографический и эмоциональный побудительные импульсы.
Достижение этой цели в ходе реализации проекта осуществлялось через решение следующих задач:
– создание исследовательской среды для соприкосновения студентов с историческими объектами;
– формирование у студентов гражданско-патриотических ценностей средствами творческой деятельности;
– создание студентами медийного социального продукта, понятного современной молодежи.
Важными элементами реализации проекта являлись методология и инструментарий. Методология проекта была представлена основными положениями новой исторической науки, основанной на междисциплинарном подходе к изучению общества и человека в обществе.
Проект состоял из нескольких этапов: организационного, исследовательского, производственного и рефлексивного. Организационный этап включал в себя работу по формированию рабочих групп из числа студентов (исследовательская группа, креативная группа, производственная группа) и выбор наставников-преподавателей. В состав рабочих групп вошли студенты первого и второго курсов специальностей «издательское дело», «дизайн по отраслям», «печатное дело» и «производство изделий из бумаги и картона». Студенты приглашались к участию на добровольной основе в зависимости от их личной заинтересованности. Внутри каждой группы были выбраны лидеры и распределены роли. В ходе исследовательского этапа была организована самостоятельная работа студентов, а преподаватели выступали в качестве тьюторов. Далее знания и результаты, сформированные в рамках исследовательского этапа, в процессе учебно-производственной деятельности трансформировались в продукты, составляющие разные части настольной игры: правила игры, игровое поле, игровые задания, комплект дополнительных справочных материалов. В рамках рефлексивного этапа был проведен анализ соответствия результатов проекта запланированным целям и задачам, а также принято решение о дальнейшем тиражировании как опыта, так и полученного продукта. Каждый этап был ограничен конкретными временными рамками.
Одной из центральных задач проекта было создание исследовательской среды, в которой студенты с помощью наставников-тьюторов проводили исследование исторических событий, связанных с тремя важными объектами Даниловского района Москвы: Заводом имени И.А.Лихачева, Дворцом культуры ЗИЛ и Павловской больницей. Периодизация исследования определялась с 1930‑х по 1950‑е годы.
Группа студентов из семи участников с ноября по январь собирала и систематизировала исторический материал. Были разработаны матрицы исследования, по которым изучались первичные данные из архивных фондов. Был проведен анализ исторических фактов, а также изучены электронные документы и аудиовизуальные источники Российской государственной библиотеки, библиотеки ДК ЗИЛ, архива Павловской больницы. Упор делался на моделирование исторической реальности в антропологическом аспекте – изучение биографий людей и связанных с ними исторических объектов. Студенты самостоятельно работали с историческими данными, которые были преобразованы в цельное биографическое повествование. Преподаватели на этом этапе распределяли работу по приоритетам и оказывали консультативную помощь. В ходе исследовательского этапа студенты смогли развить навыки деловой письменной и устной коммуникации в общении с официальными лицами посещаемых объектов и профессиональными архивными историками.
Ключевым воспитательным эффектом исследовательского этапа стало собственное понимание участниками проекта сложных событий прошлого, на которых базируется историческая память. Результаты проведенного исследования легли в основу образовательного контента, в дальнейшем представленного в формате игры с использованием современного языка массовой культуры.
На этапе производства от участников проекта потребовались конкретные исторические знания для успешного проведения разрабатываемой игры. В связи с этим преподавателями – наставниками проекта было принято решение разработать дополнительные (справочные) материалы – комплект из открыток, посвященных фактам о деятельности ДК ЗИЛ в исследуемом периоде, и брошюру о роли Павловской больницы в годы ВОВ, из этих материалов можно извлекать по ходу игры информацию, необходимую для осуществления ходов игроками. Студенты, обучающиеся по специальностям «дизайн по отраслям» и «издательское дело», совместно работали над концептуальной идеей игры, определяя ее механику, содержание и внешний вид. Гейм-дизайн разработанной студентами настольной игры, в которой игроки будут изучать историю значимых объектов Даниловского района Москвы, заключается в следующем:
– имеются игровое поле, пять комплектов карточек с историческими вопросами об объектах Даниловского района, карточки персонажей и буклет с правилами игры;
– для погружения в исторический контекст игрокам на выбор предлагаются аутентичные персонажи – от обычного рабочего до сотрудника НКВД, данный выбор влияет на то, какие бонусы в процессе игры получит тот или иной персонаж;
– игрокам необходимо пройти все игровое поле от старта до финиша: кидая кубик и двигаясь по полю, в зависимости от цвета сектора игрового поля участник должен вытянуть карточку из того или иного комплекта вопросов;
– для передвижения по игровому полю игрокам необходимо отвечать на исторические вопросы, ответы на которые они могут найти в дополнительных (справочных) материалах – открытках о ДК ЗИЛ и буклете о Павловской больнице.
Студенты специальности «дизайн по отраслям» под руководством преподавателей специальных дисциплин разработали визуализацию настольной игры – игровых карточек, игрового поля, а также дополнительного материала, включившего в себя набор открыток о ДК ЗИЛ и буклет о Павловской больнице. Одновременно была осуществлена подготовка макетов к печати.
На базе учебно-производственной типографии Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина студенты специальностей «печатное дело» и «производство изделий из бумаги и картона» изготовили сигнальные образцы настольной игры, а впоследствии тираж в количестве 100 штук для передачи в образовательные организации Даниловского района Москвы. Итоговый продукт состоит из трех компонентов: настольной игры (на основе исторических событий, связанных с Заводом имени Лихачева) и справочных материалов, включающих в себя набор открыток о ДК ЗИЛ и буклет о Павловской больнице. Все компоненты взаимосвязаны правилами игры и представляют собой единый образовательный контент, посвященный истории Даниловского района Москвы в годы войны.
Таким образом, социальный междисциплинарный проект, результатом которого стал целостный интеллектуальный продукт, демонстрирует новый подход к реализации задач патриотического воспитания молодежи. Проектная работа, включившая в себя комплексные теоретические задачи и их практическую реализацию с использованием понятного молодежи языка массовой культуры, может стать эффективным инструментом для колледжей в части получения дополнительных междисциплинарных знаний и навыков и способствовать формированию гражданско-патриотических ценностей у обучающихся. Полученные результаты подобных социальных проектов могут применяться в рамках изучения истории, проведения классных часов и других учебных и воспитательных мероприятий.
В ходе реализации данного социального проекта патриотическое воспитание было органично связано с формированием у студентов профессиональных и универсальных компетенций, а также мягких навыков. Например, ориентированность на результат формировалась через развитие способности обеспечивать качество выполнения работ и анализировать их соответствие ожидаемым результатам и заданным параметрам качества. Особое значение имел опыт командной работы, то есть участники проекта получили возможность развития коммуникативных навыков, умения конструктивно взаимодействовать с членами команды для достижения общих целей. Также формировалось критическое мышление через развитие способности целостно видеть ситуацию, сопоставлять разрозненную информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Самвел КОРКОТЯН, Валерия САДЫКОВА, преподаватели Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина
Комментарии