Важной составляющей проекта «Сертификат «Московский учитель» является наставническое сопровождение сертифицированных выпускников – молодых учителей – со стороны университета. Для того чтобы поддержать их на карьерном пути, помочь разобраться в сложных ситуациях, чтобы у них всегда было понимание, что альма-матер всегда рядом, мы ввели систему наставничества.
Мы разработали программу «Просперо» – программу сопровождения и методической поддержки выпускников, в которой выделили тематику, наиболее актуальную для учителей, делающих первые профессиональные шаги. Актуальность и остроту тем поддержки для участников программы мы выяснили с помощью небольшого онлайн-опроса.Сегодняшний молодой учитель в московской школе имеет, как правило, полную нагрузку, часто является и классным руководителем. Поэтому не очень частые очные встречи участников проекта в университете переносятся в виртуальное пространство, дополняются вебинарами.Какие же проблемы возникают у молодых педагогов и как наша программа наставничества помогает их решать?Многие выпускники обозначили в качестве трудности противостояние профессиональному стрессу. Мы решили организовать специальное тренинговое занятие по этой теме, пригласив для его проведения психолога – нашу коллегу Юлию Челышеву, которая не столько рассказывала о стрессе, сколько демонстрировала конкретные рабочие техники конструктивного ответа на стрессовые ситуации. У ряда наших подопечных возникали некоторые сложности по итогам проведенных открытых уроков и получения замечаний от сотрудников школ, посетивших эти занятия. Выяснив в личной переписке, в чем состояли замечания и почему мнение экспертов не всегда совпадало с самооценкой урока авторами, мы провели вебинар об уроке и его самоанализе.Для решения волнующих наших молодых коллег вопросов самоорганизации прошли встречи по вопросам тайм-менеджемента и целеполагания. Об определенной мере доверия к наставникам может свидетельствовать тот факт, что участники программы делятся с нами (разумеется, в личной переписке) своими проблемами, в том числе такими деликатными, как сложности с поддержанием дисциплины в подростковых классах.Наставники пытаются дать адекватные советы по поведению в этой ситуации.Есть и организационно-правовые, и бытовые вопросы вчерашних выпускников, касающиеся учебных отпусков, льгот для молодых учителей, на которые наставники отвечают. Общим пространством коммуникации между наставниками из университета и выпускниками стала созданная закрытая группа в соцсети Фейсбук «МГПУ. Московский учитель». Онлайн-формат очень удобен для всех участников, так как у них не так много свободного времени, и при этом есть вопросы, которые требуют срочного решения. С помощью разных каналов связи команда наставников отвечает на вопросы участников, формулирует темы для обсуждения, оповещает о планируемых мероприятиях, обсуждает проекты индивидуальных планов профессионального развития молодых учителей.Мы ознакомили общественность с нашей практикой на Всероссийском форуме «Наставник» в феврале этого года. Мы представили проект создания портала «МГПУ. Твой Наставник». Этот проект позволяет получать менторскую поддержку онлайн, причем наставники там разделяются на группы по компетенциям, которые оцениваются как наставляемыми, так и сторонними экспертами, что позволяет более четко подбирать наставников под задачи и проблемы. Естественно, проект нацелен на всех начинающих педагогов, а не только на выпускников МГПУ.Проект «МГПУ. Твой Наставник» вошел в десятку лидеров хакатона, проходившего в рамках форума, и был удостоен специального приза, а также приглашения в «Сколково» для обсуждения дальнейшего развития проекта, тем самым были подтверждены его востребованность и заинтересованность в нем аудитории.Узнать больше о программе сертификации можно на сайте http://isp.mgpu.ru/mosteacher. Александр МОИСЕЕВ,кандидат педагогических наук, доцент Института системных проектов МГПУ
Комментарии