search
main
0

Наставник и подопечный меняются местами

Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья стать успешным?

На площадке III Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования» в рамках панельной секции эксперты обсудили вопросы помощи детям с ОВЗ и методики инклюзивного образования.

В России на сегодняшний день около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и каждый из них нуждается в особых программах обучения и социальной адаптации. Учителя-дефектологи и педагоги-психологи определяют уровень развития каждого конкретного ребенка, чтобы составить индивидуальный образовательный маршрут, сформировать группы с учетом возможностей и способностей подопечного. Многие специфические вопросы в обучении и социализации детей с ОВЗ в каждом регионе решаются по-разному. Соответственно, и итоги этой работы порой значительно разнятся.

Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) предлагает свои схемы и методики, которые можно эффективно использовать для обучения детей с ОВЗ. Довольно большое количество школ и детских садов в разных регионах страны взяли их на вооружение, и в ходе панельной секции специалисты поделились первыми результатами своей работы.

«Сегодня педагоги в основном самостоятельно разрабатывают специальные адресные задания, презентации, подбирают наглядный материал, соответствующий возможностям и потребностям детей. Программа РЛП может помочь в организации этого процесса, сделать его интересным и понятным для учителя и, самое главное, для ребенка, – считает Ирина Поташова, заведующая кафедрой компенсирующего развития ГБПОУ «Московский индустриальный колледж». – Разнообразие методик, которые предлагает программа, позволяет брать широкий спектр категорий ребят с особенностями развития и заниматься с ними, используя самые разные формы работы. Это может быть индивидуальный подход, работа с группой или даже в рамках всего образовательного учреждения. При этом мы можем охватить самый широкий спектр детей с ОВЗ по возрастным категориям, по уровню развития и с самыми разными диагнозами».

Ольга Кораневская, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОиП ГАОУ ВО МГПУ, особо отметила, что продукты программы РЛП полезны для всех детей с особыми образовательными потребностями: это часто болеющие дети или имеющие тяжелые и длительные заболевания, дети, для которых русский язык является неродным и есть сложности усвоения социокультурной составляющей их новой родины.

Магия света, песка, воды и сказкотерапия

Заведующая детским садом №260 города Новокузнецка Ольга Щелканова представила на суд экспертного сообщества опыт реализации индивидуальной жизненной траектории дошкольника с ОВЗ через построение творческой личностно развивающей образовательной среды.

«Для нас это актуально, поскольку в детском саду функционируют группы комбинированной направленности, где совместно обучаются нормотипичные и особенные дети с нарушением зрения, речи и сложными нарушениями развития, – отметила Ольга Щелканова. – Развитие личностного потенциала дошкольника предполагает умение адекватно ориентироваться в социальном окружении, давать правильную оценку собственной личности и окружающих, это не всегда доступно для детей с ОВЗ».

Педагоги ДОУ №260 создали свой управленческий проект «Ступени возможностей для особенных детей», главная задача которого – развитие эмоционального интеллекта, мотивации, жизнестойкости подопечных. Для формирования этих качеств педагоги-психологи активно применяют комплексную программу «Магия света, песка и воды», которая включает в себя рисование светом (фризлайт), рисование на воде (эбру) и песочное рисование. По мнению экспертов, вкупе с традиционной сказкотерапией все это дает очень хорошие результаты.

Новые грани хрестоматии

Ольга Красохина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе пензенской средней школы №27, продолжила эту тему, рассказав об опыте использования «Хрестоматии художественной литературы» как об одном из направлений школьного управленческого проекта трансформации условий инклюзии через создание открытой личностно развивающей образовательной среды.

«Содержание хрестоматии, разработанное экспертами Центральной городской библиотеки имени А.Гайдара совместно с БФ «Вклад в будущее», как нельзя лучше подходит для развития личностного потенциала, – отметила Красохина. – Произведения подобраны таким образом, чтобы как можно больше аспектов жизни человека в период его взросления попали в центр внимания юного читателя. Для нас это была настоящая находка, ведь у детей с ОВЗ зачастую скудный социальный опыт, а через проживание описанных в книге жизненных ситуаций они обогащаются необходимыми знаниями».

В разделах хрестоматии 50 отрывков из произведений русских и зарубежных классиков. Они предназначены для углубленного изучения темы с сопутствующими упражнениями, играми и вопросами для обсуждения. «Затем эта работа у нас вылилась в конкурс коллажей по прочитанной книге, и победителем в нем стал ребенок с ОВЗ, который смог глубоко понять и очень верно художественно изобразить образ полюбившегося героя», – поделилась своей радостью с коллегами Ольга Красохина.

Татьяна Федоровна, внимание! Камера! Мотор!

Создание комфортной среды для всех обучающихся – главная задача программы РЛП. Трудности, которые возникают на пути достижения этой цели, порой ставят в тупик учителей, но, как показывает опыт, все они успешно преодолеваются, если преподаватели и учащиеся предстают единой командой. Директор Тюменцевской средней школы Алтайского края Татьяна Калужина рассказала о том, как долгое время педагогам не удавалось убрать некое неравенство во взаимоотношениях нормотипичных школьников и детей с ОВЗ. Первые в лучшем случае показывали формально толерантное отношение, а чаще занимали некую покровительственную позицию, что иногда приводило к конфликтам.

«Тогда мы загорелись идеей организации неформализованного общения разных групп детей в ходе различных видов творческой деятельности, чтобы дети с ОВЗ смогли проявить свои скрытые ресурсы», – сказала Татьяна Калужина.

Реализация этих идей стала возможной в рамках программы РЛП, к которой Тюменцевская школа подключилась в 2019 году. Первым делом педагоги при поддержке учеников и родителей изменили пространственно-предметный компонент среды: все пространства школы постарались сделать комфортными и интересными для детей, чтобы они почувствовали, что это не просто школа – здесь веет домашним теплом и уютом. Затем через мессенджеры и группы в социальных сетях обратились к школьникам с просьбой помочь создать внутри школы креативную и абсолютно неконкурентную среду. Вскоре в школе появились новые творческие студии, которые создают мультфильмы, развивающие ролики, школьную газету, поздравительные клипы и даже снимают кино. И дети с ОВЗ участвуют в этой работе на равных не только с остальными школьниками, но даже и со своими старшими наставниками.

«У нас есть замечательный фильм о нашем селе, – поделилась Татьяна Калужина. – Когда мы его снимали, главный оператор, наш ученик, ребенок с ОВЗ, брал у меня интервью и после очередного неудачного дубля сказал мне следующее: «Татьяна Федоровна, что же вы так зажаты? Расслабьтесь, а то зрителю будет скучно смотреть», и я приняла это к сведению. Не скажу, что из меня получился продвинутый тиктокер, но некая лихость в выступлениях стала присутствовать. И я ему благодарна за это. А ребенок в свою очередь понимает, что он может дать совет, к которому взрослый человек прислушается, и у него произошли серьезные изменения в развитии по ходу создания фильма. И мы понимаем, что эти наши совместные продвижения взаимно ценны».

Валерий НОВИКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте