search
main
0

Наследники по прямой,. или Секреты лидера

​До 1917 года в Ельце было шесть гимназий, из которых, если верить сведениям местного музея Бунина, в университеты Москвы и Санкт-Петербурга поступало самое большое число провинциальных абитуриентов. Будущему нобелевскому лауреату в области литературы хватило четырех классов елецкой гимназии, чтобы выучить три иностранных языка, причем английский он освоил уже самостоятельно.

Не занимая старинного особняка, нынешний лицей №5 Ельца самим своим духом продолжает блестящую образовательную традицию здешних мест. Ежегодно каждый пятый лицеист становится победителем или призером муниципальных, региональных, всероссийских, международных олимпиад и конкурсов, т. к. для работы с ними выделяется более 180 часов в год. А средний балл по итогам сдачи ЕГЭ по математике и русскому языку выше результатов города, области и России. В итоге лицей вошел в число Топ-500 лучших российских общеобразовательных учреждений, список которых был подготовлен в рамках спецпроекта «Лучшие школы России: рейтинги и мониторинги» и опубликован в нашей газете.В лицее, кажется, как в Греции, есть все – потрясающе оборудованные классы (есть, например, компьютеры с сенсорными мониторами, каких нет даже в некоторых престижных московских вузах), прекрасно оборудованные лаборатории, электронная учительская. А еще стоматологический кабинет, тренажерный зал, два современных спортивных зала, хоккейная коробка и футбольное поле, большая оранжерея, хореографический класс. И это, как ни странно, на довольно скромном внешнем фоне – зданию школы уже 36 лет. Оно отремонтировано, ухожено, но и только – никаких вам тут ламинатов и парадных лестниц.Забавно видеть их задорный призыв на сайте лицея: «Приходите учиться!». К ним не только идут, бегут. Сейчас в школе около 1290 учеников. Лицей ведь теперь достояние не только двух микрорайонов, но и города и всей области: в лицей везут детей из близких и далеких сел. Многие хотят учиться в одной из лучших школ.Казалось бы, и до того, как директором лицея стала Нина Михайловна Журавская, сюда охотно шли учиться. И 16 лет назад здесь, по ее словам, были хорошие учителя, но образование было «жестким»: эти прекрасные предметники знания вбивали, и школьники зачастую со страхом шли на урок. С тех пор школа полностью изменилась, прежде всего содержательно.- Я подумала: нужно, чтобы дети на уроки приходили учиться к доброжелательным профессионалам, которые сумеют организовать урок так, чтобы все поняли материал, а если кто-то что-то не понял, у них не страшно было спросить, – по сути, формулирует свое видение педагогики Нина Михайловна. – А еще, задолго до всяких стандартов я была против учителя-«тетерева», который сам прекрасно «токует» на уроке, но работа учеников при этом не организована. Я говорю своим учителям: «45 минут – не ваше время, а учеников». Поэтому я так люблю работать с молодыми учителями, которые не боятся ломать прежние педагогические стереотипы.Она сама, будучи учителем немецкого языка, пришла к тому, что сейчас делают все ее педагоги: строила урок так, чтобы к его окончанию дети могли выйти на конкретный результат. Неудивительно, что Журавская с таким энтузиазмом подхватила новые образовательные технологии: по ее мнению, они заставляют работать абсолютно всех, а не только три-четыре активных ученика, и способствуют индивидуализации обучения. С этим согласна и ведущий учитель математики Варвара Добрина, которая руководит информационным центром лицея:- Благодаря технике, например, пультам системы интерактивного опроса ребята выполняют столько заданий, сколько сможет каждый, а я как учитель сразу вижу, кто с чем не справился, и могу подойти и помочь выйти из затруднения.Руководитель информационного центра под стать своему директору. Она создала одну из первых в области электронную учительскую – теперь это не просто комната отдыха учителей, а полноценный компьютерный класс с 10 рабочими местами и серверной, куда сходится вся компьютерная сеть лицея. Здесь, впрочем, собираются не только педагоги, но и их ученики, когда нужно потрудиться над каким-то проектом (доступ в Интернет и локальную сеть лицея есть у каждого учителя и ученика). Лицей первым начал осваивать интерактивные доски, микролаборатории и другие современные средства обучения. Благодаря энергии своего директора он стал региональной стажировочной площадкой по информатизации.Здесь вообще как-то любят работать – даром что ли столько победителей олимпиад, а в старших классах столько профилей (и тебе физика, и математика, и химия, и биология, и информатика). Не зря коллеги из ряда городских школ попросили в этом году подтянуть их учеников перед ЕГЭ, что лицей и сделал дистанционно, как результат – елецкие ученики сдали единый экзамен успешно. Сам лицей в этом плане перегнал многие и многие более пафосные российские школы. По информатике средний балл по лицею составил 75. Неудивительно, что здешние выпускники чуть не все лето раздумывают, какой вуз им выбрать – МГТУ имени Баумана, Высшую школу экономики или МИИТ.- Я анализировала, почему многие наши выпускники легко учатся на первом курсе университетов, – размышляет Нина Журавская. – Просто ими многое уже изучено в стенах лицея.Скажете, понабрали себе гениев? Нет, исключая старшие профильные классы, отбора тут нет никакого, а детей из неблагополучных семей, со средними и слабыми интеллектуальными способностями, как и везде, хватает. Однако на честные 50-60 баллов по русскому и математике выходят к концу школы практически все. Как?В лицее ничуть не скрывают свое «ноу-хау» – дополнительные занятия с учениками. И все это, заметьте, бесплатно для родителей, но не бесплатно для учителей: их работа хорошо оплачивается из стимулирующего фонда, и средняя зарплата педагогов лицея – 25-30 тысяч рублей, что для Ельца весьма весомо. Вообще удивительно, но здесь ни на что не жалуются.- На те деньги, которые нам выделяют, при умном раскладе можно жить хорошо, – смеется Журавская, раскрывая очередную свою «страшную тайну». – Большую часть денег, которые нам выделило Управление образования и науки Липецкой области, мы потратили на учебники – у нас родители учебников не покупают, но хватит денег и на оборудование, и на мебель. Мы всегда, если что-то понадобится, деньги сами заработаем. Скоро мы будем внедрять ФГОСы в средней школе, потому что под них дается оборудование. Зачем же от этого отказываться? А провести потом обучающие семинары для других нам самим интересно. Мы уже привыкли быть инновационной площадкой. У нас есть всё, только мест для парт маловато!..Человека с такой харизмой и фанатизмом в работе, как Журавская Нина Михайловна, наверное, ничем не собьешь в пути. Она и смену себе такую воспитывает – никто из ее замов и учителей не ушел в руководители других школ, куда их время от времени приглашают. Правда, одна из ее бывших коллег – Галина Анатольевна Воронова – стала сразу начальником Управления образования администрации города Ельца.Однако успокаиваться Журавская с коллегами не спешит. Она прикладывает к своему лицею модель, через которую, как утверждал какой-то историк, должен пройти каждый социум. Это четыре стадии – самоосознание, саморазвитие, самолюбование и самораспад.- Мне кажется, мы прошли первый этап – самоосознание, – когда вступили в ПНПО, а саморазвитие началось, когда мы включились в национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и КПМО (комплексный проект модернизации образования), – анализирует директор. – И вот теперь я сама боюсь и пугаю своих учителей: да, вы лучшие в городе, но прекратите собой любоваться, иначе начнется самораспад. Мне всегда нужен новый проект, и лучше не один, чтобы находиться в стадии саморазвития.Возможно, это и есть рецепт их успеха. Однако он не универсален, ведь не все готовы к постоянному поиску. И риску.Секреты управления от Нины ЖУРАВСКОЙ:    в школе организовано выполнение домашней работы для всех желающих (особенно слабых учеников) с помощью и под контролем учителей;    после уроков организованы ежедневные дополнительные занятия по русскому языку и математике для всех желающих;    для таких занятий директор подбирает наиболее коммуникабельных педагогов, которые уже выпускали классы и знают, какие задания нужно прорешать для успешной сдачи ЕГЭ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте