Сколько нас, постоянно или временно живущих в Москве? Статистика называет внушительную цифру – 14 миллионов. Поверим ей на слово. Но ни одно статистическое исследование не ответит, сколько в столице людей по-настоящему счастливых. Тех, чьи детские мечты сбылись, кого не грызет чувство собственной никчемности, кто не скорбит по своим неизвестно где захороненным талантам. Возможно ли их найти, но главное – где искать? По старой дружбе могу подсказать одно такое место: в самом центре столицы, в районе Кузнецкого Моста, на улице Пушечной, между помпезной гостиницей «Савой» и солидным офисом «Росгосцирка» расположился старинный особняк, где постоянно «прописаны» по меньшей мере 350 очень счастливых людей. Добро пожаловать в Московский городской Дом учителя.
Любой старинный камень в центре Москвы достоин пера историка. Что уж говорить о целом особняке: тут в пору многотомную сагу писать. Вот и дом №4 по Пушечной улице – чего только не повидал за два с лишним века. Два не самых заурядных, заметьте, века. Первым его владельцем был генерал Аргамаков, состоявший в родстве с семействами Фонвизиных и Грибоедовых. Первый ректор Московского университета, кстати, тоже был ему родней. В середине XIX века особняком владела княгиня Туркестанова, при ней-то и был открыт здесь легендарный ресторан «Альпенрозе», позже переименованный в более привычную для русского уха «Альпийскую розу». «Певец Москвы» Гиляровский утверждал, – а уж ему виднее, он о Златоглавой знал больше, чем она сама, – что ресторан этот был чуть ли не самым популярным местом в городе. После спектаклей тут собирались артисты Большого и Малого театров, за здешними столиками родилась идея создания литературно-художественного кружка, объединившего все интеллектуально-богемные сливки общества той поры. После революции в бывшем ресторане заседали всевозможные присутственные учреждения, но серым канцелярским будням воспротивились, кажется, сами стены, привыкшие к буйным полетам фантазии, и в 1935 году здание снова вернулось к творческой интеллигенции – к учителям. Во время войны стало не до творчества: роскошные залы поделили на душные «ведомственные» клетушки, в каждой из которых на свой лад «ковалась Победа». И лишь в 1954-м Дом учителя вновь стал Домом учителя, будем надеяться, навсегда.
22 февраля – официальный день рождения Дома на Пушечной. Празднуется всегда пышно и с размахом. Впрочем, в этом уникальном месте и праздничный календарь уникален: помимо официальных именин самого Дома учителя здесь торжественно отмечают еще двенадцать дней рождения – по количеству творческих студий и коллективов.
– Французский театр – наш самый старый коллектив – два года назад праздновал свое 65-летие, – рассказывает директор Дома учителя Тамара Васильевна Юрова. – Основала его знаменитая переводчица Алиса Аран. А дочь ее, Елена Георгиевна, кстати, первая актриса этой уникальной труппы, несмотря на свой уже почтенный возраст, руководит материнским наследием до сих пор. К ней с удовольствием идут не только учителя французского языка, но и студенты, и школьники – надо же растить смену. Полувековой юбилей отметил наш Народный драматический театр, столько же исполнилось хору ветеранов педагогического труда, в этом году отмечаем пятидесятилетие литературного объединения «Московский учитель».
Самое удивительное в рассказах Тамары Васильевны, особенно по нашим-то временам, когда любые, даже самые романтические отношения строятся исключительно на взаимовыгодной основе, что все занятия в здешних творческих студиях – будь то театр, хор, эстрадный или хореографический ансамбль – абсолютно бесплатны. И никакого конкурсного отбора, никаких строгих прослушиваний и высокомерных советов поискать счастья где-нибудь в другом месте. В любой день, да хоть завтра, любой московский педагог, студент или школьник может прийти сюда, и его возьмут хоть в хор русской песни, хоть в секцию по китайской гимнастике.
– Наша главная задача, – продолжает Тамара Васильевна, – создать неформальную обстановку для учителей, работников детских садов, педагогов профессионального и дополнительного образования. Чтобы у нас им было легко и уютно. Чтобы не было напряжения и обид. Чтобы молодые встречались с ветеранами, чтобы не прерывалась связь времен и поколений. Мэтры педагогики, преподаватели вузов, сотрудники Департамента образования проводят у нас свои семинары и мастер-классы. Мы чествуем педагогические династии и зажигаем звезды учителей года. В Доме все время кипит жизнь, посмотрите на наше расписание – постоянные «круглые столы», отчетные концерты, творческие встречи, репетиции. Каждую субботу выступают наши театры, дважды в месяц – вокальный коллектив. Им дай волю – они хоть каждый день петь будут. Но так как просто места не хватает, певцы наши нашли выход – постоянно гастролируют по всем городским центрам социального обеспечения и домам ветеранов.
Юлия Николаевна Юрьева преподает английский в школе №1230 на юго-западе столицы. Место элитное, в свое время отмеченное милостью великих: здесь учились внуки генсека Брежнева и маршала Жукова. Прекрасно понимая, что такой работе нужно постоянно соответствовать, держать себя в профессиональном тонусе, Юлия Николаевна тем не менее умеет выкраивать время и для себя. Точнее, для своего прекрасного сопрано. Вот уже много лет она занимается в вокальном коллективе Дома учителя, в ее репертуаре арии из классических опер и оперетт, старинные романсы.
– Пришла сюда, когда мне было чуть за двадцать, – вспоминает Юлия Николаевна. – Записалась сразу в три студии: на вокал, в театр и на бальные танцы. Все хотелось попробовать. Но педагог по вокалу буквально «застукал» меня на танцах и очень строго велел выбирать – или-или. Потом я вышла замуж, дети родились, а я все продолжала петь. Считайте, что ребята мои выросли в этих коридорах: старшему – книжку, младший спит в кресле, а я занимаюсь. Теперь уж они взрослые, но до сих пор вспоминают, как, возвращаясь с моих репетиций, пели в метро итальянские «арии».
Сегодня с вокальным коллективом Дома учителя работает солист Театра Станиславского и Немировича-Данченко Николай Деминов – редчайший человек и замечательный педагог. Таких в любительской сфере практически нет, так что «питомцы» его холят и лелеют, только бы не ушел, не оставил. Так же бережно относятся и к своим любимым концертмейстерам – Александру Покровскому, сыну легендарного Бориса Покровского, и Дине Васнецовой. Потому что найти талантливого педагога – это целая задача: далеко не каждый профессиональный артист может работать с самодеятельностью. Это ведь не «взрослый» театр или филармония, где все режиссерские средства хороши. В самодеятельности главное – не унизить, не обидеть, не оскорбить, а научить, позволить поверить в свои силы: люди приходят сюда после работы, приходят усталые и в любую погоду, приходят за пониманием и верой в свои способности.
Тамара Васильевна не без гордости рассказывает, что, когда Дом учителя встал на ремонт, ни один коллектив не был потерян. Собрав всю волю в кулак, певцы, артисты и танцоры ездили по Москве, репетировали где придется, зная, что стоит лишь чуточку потерпеть и они вернутся в родные стены. И несмотря на то что на «лакомый кусочек» в центре столицы какие только коммерсанты не зарились, Департаменту образования удалось здание отстоять, оставить его учителям. Потому что должно же быть в нашем огромном многомиллионном городе хоть одно место, где одновременно «прописаны» аж 350 абсолютно счастливых, состоявшихся и нашедших себя людей.
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Тамара Юрова – хозяйка Дома учителя
Комментарии