search
main
0

Наследие Рачинского

История подает нам руку

Сегодня, когда российскую школу «апгрейдили» менеджерами, рейтингами, ЕГЭ и МЭШ (Московская электронная школа, скоро будет РЭШ), нам все равно хочется говорить о русской школе, как пружине, хочется распрямиться и отбросить гнетущую силу.

История подает нам руку, подсказывает пути. Мы вспоминаем о том, что у нас была царская школа, соприродная национальному духу. Одним из подвижников, идеологов и практиков отечественного образования является Сергей Александрович Рачинский (1833‑1902).

В 1850‑1860‑е годы Сергей Александрович Рачинский преподавал в Московском университете, на основанной им кафедре «Физиология растений», сотрудничал со столичными журналами, вел обширную переписку с выдающимися русскими писателями и общественными деятелями.

Стараниями С.А.Рачинского и обер-прокурора Святейшего синода К.П.Победоносцева было значительно усовершенствовано отечественное образование. Эти люди реформировали школу созидательно, для блага страны. Уже в 1905 году церковно-приходских школ было 43696, где учились чуть менее двух миллионов детей. Обучение было бесплатным для всех сословий.

Ведущий ученый своего времени, член Академии наук по отделению российской словесности Сергей Рачинский совмещал в себе классическое европейское образование и глубокое знание русской народной жизни. В окрестностях своего родового имения Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский р-н Тверской обл.) он создал на свои средства 26 школ и сам четверть века посвятил учительству. Сергей Александрович в одном из писем сообщал, что за двадцать лет им были подготовлены 60 учителей и учительниц, 12 диаконов и 4 священника. Благодарение Богу, среди этих 12 диаконов мой прапрадед Александр Кочкарев.

Учителем века назвал Рачинского князь Эспер Эсперович Ухтомский. Называли его и «апостолом трезвости». Труды татевского учителя по организации обществ трезвости, в которых к 1913 г. в России состояли десятки тысяч наших соотечественников, легли в основу трезвеннического движения в современной России. Воспринимая опыт Рачинского, многие ученые и врачи сегодня научно объясняют, что природа алкоголизма и иных зависимостей имеет духовные причины. И только с этих позиций можно подходить к решению этой проблемы.

В нынешнем году, отмечая 185 лет со дня рождения великого русского учителя Сергея Рачинского, в мае в Москве собрались несколько замечательных ученых, общественных деятелей и провели двухдневную конференцию, чтобы не только сохранить память о великих наших сооте­чественниках, но, главное, привлечь внимание к судьбе русской школы. Вот лишь некоторые из них: ученые Александр Николаевич Камнев, доктор биологических наук; Олег Викторович Кириченко, доктор исторических наук; Анна Аркадьевна Горячева, кандидат педагогических наук; Георгий Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук; Елена Аркадьевна Осипова, кандидат филологических наук; председатель Общества русско-сербской дружбы Илья Михайлович Числов; старшина Московского купеческого общества Александр Дмитриевич Коншин-Рачинский. Вел конференцию Алексей Юрьевич Соловьев, помощник ректора Николо-Угрешской семинарии. Каждый из этих именитых людей так или иначе обращается в своей работе к трудам С.А.Рачинского.

В июне на родине Рачинского, в селе Татево Тверской области, прошел фестиваль семейных клубов трезвости. Этот фестиваль уже много лет связывает ученых, священников, врачей, борющихся с проблемой зависимостей.

В декабре этого года в Международном фонде славянской письменности и культуры прошла выставка фотографий и писем, посвященная деятельности С.А.Рачинского. А пока выставка временно разошлась по нескольким московским школам и культурным центрам.

Разговор о педагоге-просветителе, создателе образцовой народной церковно-приходской школы Сергее Александровиче Рачинском – это разговор о сегодняшней русской школе, о сегодняшней культуре. Наработанная Рачинским техника освоения устного счета, его уникальная система обучения церковному пению, три часа в день занятий словесностью, приобретение начальных навыков сельскохозяйственных профессий всего-то в целом за 4‑6 лет обучения, личное участие педагога в судьбе своих учеников – вот что утратила современная школа. Но еще серьезнее утрата нашей школой своей самобытности, независимости. Российская школа бьется в тисках отброшенной Западом за профнепригодностью и навязанной ей системы образования. Нетрудно догадаться, что это внедрение либерального западного стандарта есть угроза государственной безопасности России. Вот штрих: сегодня выпускники школы зачастую не знают таблицу умножения. Это новая программа по математике не предполагает таких знаний. А по самому лучшему советскому учебнику математики Киселева, отвергнутому младореформаторами, нынче учатся в Европе.

Но нам все равно хочется говорить о русской школе, ибо она у нас есть, пусть до времени, как град Китеж. И русская школа – это не только образовательная программа, но это еще и понимание исторического предназначения своей страны, особого, Богом данного пути нашего народа, создавшего не «лишнюю страну», как заявлял З.Бжезинский, а великую мировую многонациональную цивилизацию. Велика и ответственность на нас за свои великие историю и культуру. С нас Господь спросит: воспитали мы достойных своего Отечества созидателей или торгашей, готовых за комфорт продать родную землю и все, что было свято для наших предков.

«Боже! Как подумаешь, что за необъятное значение имеет сельская школа! Велика и обширна Россия: шестую часть света занимает она, и на каждом клочке ее, 3‑4 квадратных верстах, водятся вот такие бриллианты, какие открыты Татевской школой и отшлифованы в виде художников, священнослужителей, учителей и тому подобное. Будь Россия покрыта сетью школ, подобных Татевской, как заблистала бы она в мире!» – писал в 1901 г. святитель Николай Японский. Земляк, ровесник, единомышленник, собеседник Рачинского. Равноапостольный святой.

О Сергее Рачинском можно говорить как об ученом-ботанике, как об учителе-практике, публицисте, чей талант ценил и к кому прислушивался В.В.Розанов, как о собирателе народных песен, к которому обращался П.И.Чайковский, как о хозяйственнике, обустраивавшем обширный край на Смоленщине, помимо учительства он сам с крестьянами работал на земле. Почти все его труды описаны им самим и его учениками, соратниками. Это все оставлено нам, только работай!

Три года назад мы с Александром Николаевичем Камневым (в. н. с. Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, председатель правления РОО «Содружество работников в сфере детского отдыха, оздоровления и развития», руководитель проекта «Отдых и учеба с радостью») создали в МГУ Музей имени С.А.Рачинского, на кафедре, основанной им более столетия назад. В экспозиции собраны документы и фотографии ординарного профессора С.А.Рачинского, касающиеся периода его университетской деятельности: паспорт, выписанный государем Александром III c предписанием, чтобы молодому ученому не препятствовали на границе, чтобы он ехал пополнять свои знания; письма, где К.Фишер сообщает Рачинскому о передаче коллекции редких растений для Московского университета; отклики немецких классиков на перевод Рачинским «Семейной хроники» С.Аксакова, которой зачитывалась немецкая молодежь, и многое другое. Последняя глава «Семейной хроники» – сказка «Аленький цветочек». «Я не могу утверждать, – говорит А.Н.Камнев, – но эта сказка в переводе Рачинского ушла в Германию, а к нам вернулась в виде сказки «Красавица и чудовище».

При московском Театре русской драмы под руководством Михаила Щепенко создан центр возрождения русской традиционной культуры «Связь времен» имени С.А.Рачинского, проводящий мероприятия для молодежи и юношества. В Петропавловской и Камчатской епархии создан Центр помощи заикающимся им. С.А.Рачинского. В Калининграде – Учебно-методический центр духовно-нравственного образования им. С.А.Рачинского. На материале о деятельности этого выдающегося педагога защищаются многочисленные магистерские и кандидатские диссертации. Одна из них защищена в июне нынешнего года диаконом Алексием Ореховым в Николо-Угрешской семинарии – «Сергей Александрович Рачинский в истории миссии Русской православной церкви».

«…Во­прос о народном обучении есть вопрос уже не о частном зле и не о частном благе, которое может разлить та или другая система: здесь вопрос о будущем целой России, вопрос гораздо более важ­ный, чем все вопросы о финансах, судопроизвод­стве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как ни плохи будут учреждения, но когда дух народа цел, государство останется непо­колебимо; а когда последовало в народе нравствен­ное разложение, тогда самые превосходные учреждения не удержат государство от гибели» (С.А.Рачинский. «О первоначальном народном образовании». 1880‑е гг.).

Уверена, что большинство наших соотечественников заинтересованы в том, чтобы имя Сергея Рачинского и его наследие были поставлены на вооружение современному российскому образованию.

P.S. Дорогие коллеги! Позвольте через «Учительскую газету» обратиться к учителям старшей школы. Общество по сохранению наследия Рачинских организовывает конкурс школьного сочинения для учеников 10‑11‑х классов. Примерная тема сочинения – «Актуальность труда С.А.Рачинского для современной школы и будущего России». Объем текста от 5 до 10 тыс. знаков с пробелами. Лучшие сочинения будут опубликованы в «Учительской газете» и журнале «Покров».
Срок подачи работ – до 1 марта 2019 г.

Работы присылать на электронную почту: rusrachitel@mail.ru, Ушаковой Ирине Владимировне.
Ирина УШАКОВА, член Союза писателей России, председатель Общества по сохранению наследия Рачинских

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте