Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наследие Менделеева. Организация и проведение временной выставки на базе выставочного пространства школы

УГ - Москва, №49 от 6 декабря 2016. Читать номер
Автор:

​Образовательная система школы должна способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся вне зависимости от степени их изначальной одаренности в процессе освоения базового предметного содержания. Одним из направлений такой коллективной работы всей школы является интеграция учебной и внеучебной деятельности с целью развития социально успешной личности. Интеграция предполагает глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний предметов естественно-научного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, обеспечивает создание, распространение и освоение эффективных технологий развития творческих способностей школьников в процессе их образовательной подготовки.

Участие в выставках, отбор материала, систематизация, да и просто ознакомление с экспозицией, позволяют ученикам расширять и систематизировать свои знания, формировать ценностный взгляд на предмет исследования, вносит элемент новизны, дисциплинирует, развивает коммуникативные навыки, культуру речи, формирует информационные умения, читательскую грамотность.В нашей школе уже не один год ведется работа в рамках ГИП «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования». Создана система развития и формирования музыкально-эстетических способностей обучающихся (хоровые коллективы, индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах, театральные объединения). Есть комплекс из 4 школьных музеев разнообразной направленности: музей боевой славы 333-й Синельниковской стрелковой дивизии, культурно-этнографический музей «Русь народная», музей истории нашей страны 1930-1980-х годов «Это нашей страны биография», музей истории вычислительной техники «Информатрон-368». Экспозиции музея созданы совместно силами педагогов, учащихся, родителей. Обучающиеся включены в реализацию долгосрочных районных, городских, областных и всероссийских программ. Такой музейный комплекс позволил создать условия для организационного, информационного, методического обеспечения обучения и воспитания школьников средствами музейной педагогики и иными средствами. Для проведения мероприятий на базе школьных музеев используется потенциал библиотек, государственных и ведомственных музеев города, театров, широко внедряются инновации. Многие методические разработки педагогов школы нашли свое отражение в сборнике материалов «Из опыта работы школ города Москвы в рамках городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы», который был издан благодаря поддержке Департамента образования в 2015 году. Несколько педагогов-предметников школы в 2014-2016 учебных годах были участниками программы Московского городского Дома учителя «Познавай и совершенствуйся». Это позволило не только повысить свой профессиональный уровень, но и реализовать новые идеи в рамках работы городской инновационной площадки.Именно участие в данной образовательной программе Московского Дома учителя послужило стимулом для разработки серии интегрированных уроков (урок «Адсорбция», «Здоровое питание», «Минералы»), музыкально-литературных композиций (например, «Гений земли русской») и временных выставок («Учат в школе», «М.В.Ломоносов», «Минералы – сокровища Земли»).Эффективное использование временных выставок в учебном и воспитательном процессе способствует развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания обучающихся средствами музейной педагогики и исследовательской деятельности, направленной на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования личности обучающихся, их активной жизненной позиции, чувства ответственности за судьбу страны.Организация и проведение временных тематических выставок помогает творческой самореализации обучающихся, способствует всемерному поощрению творческого поиска как условия конкурентоспособности личности в эпоху креативной экономики. Многие школьники, в том числе из-за негативной массовой пропаганды в СМИ, считают, что все изобретено американцами и европейцами, не знают заслуг российских ученых, изобретателей, представителей культуры, писателей, поэтов, музыкантов. Это вызывает огромное беспокойство. Требуется системообразующая деятельность по устранению ущербных пробелов в мировосприятии школьников. Организация выставок позволяет снизить остроту проблемы незнания современными школьниками заслуг и достижений тех, кем мы должны по праву гордиться.После посещения музея-усадьбы Дмитрия Ивановича Менделеева «Боблово» на базе выставочного пространства школы была организована временная выставка «Наследие Д.И.Менделеева», отдельный раздел которой – «А.А.Блок и Д.И.Менделеев – перекрестки судеб» (к 135-летию со дня рождения Александра Блока). Выставка позволяет существенно расширить представления о великом русском ученом и способствует интеграции информации, поучаемой в рамках различных учебных предметов.В каждом школьном предмете есть место изучению истории науки. Но из-за нехватки времени и недостаточного количества информации учащиеся мало знают о великих ученых и их научных достижениях. Еще меньше – о личной жизни этих удивительных людей. Очень актуально знакомить обучающихся с выдающимися учеными не только на уроках, но и во внеурочной работе: на классных часах, факультативных занятиях, в рамках предметных недель. Изучение истории науки позволяет формировать образовательную среду, способствующую воспитанию нового поколения научной и культурной элиты, как это всегда было принято в России. Данная разработка позволяет развивать у школьников чувство ответственности за судьбу страны. Чувство гордости своими соотечественниками побуждает к более углубленному изучению отдельных предметов и желанию попробовать себя в качестве творческих деятелей.Ожидаемые результаты творческой деятельностиПоложительная динамика роста патриотизма обучающихся, возрастание их социальной и учебной активности, их вклада в развитие жизни и деятельности своего ОУ, общества и государства, преодоление отдельных негативных явлений, повышение духовности.Создание условий для изучения достижений выдающихся ученых, что в итоге будет способствовать осознанию учащимися себя в цепи поколений, ощущению своей причастности к судьбе России, потребности взять на себя ответственность за будущее своего города и страны.Формы творческой деятельности учащихся:1. Поисково-исследовательская.2. Учетно-хранительская.3. Выставочная.4. Просветительско-массовая (лекционная и экскурсионная).5. Информационно-коммуникативная.6. Игровая (интеллектуальные игры и викторины).7. Методическая.Материалы выставки рассчитаны на учащихся всех возрастов и могут быть использованы классными руководителями, педагогами дополнительного образования и учителями-предметниками.Овладение опытом организации и проведения тематических выставок может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла, может способствовать повышению мотивации школьников к углубленному изучению предметов и освоению информационных технологий.Тема выставки объявляется заранее, создается команда участников, учеников, педагогов, которые готовят экспозицию. Это могут быть члены кружка, учащиеся какого-либо класса, члены школьного актива. Вывешивается объявление о сроках проведения выставки с просьбой приносить экспонаты. У многих учащихся дома хранятся старинные вещи, книги. Участие в выставке служит дополнительным стимулом для знакомства с биографией своей семьи, историей страны. Все классные руководители сообщают о выставке на родительских собраниях. Принятые на временное хранение экспонаты записываются в специальный журнал с указанием порядкового номера, описанием и фамилией владельца. Важно обеспечить сохранность экспонатов.Затем отбираются материал и экспонаты в каждую витрину, составляется текст выступления, его раздают экскурсоводам. Готовится презентация с использованием современных технологий. Ее охотно делают обучающиеся.Материал для данной выставки был подготовлен совместно с учителями литературы, биологии и учащимися старших классов. Сопроводительный текст в витрины и фотографии экспозиции размещены в приложении к данной публикации.Особое внимание следует уделить оформлению витрин выставки и подготовке экскурсоводов. Внешний вид учащихся, их правильная речь и продуманные перемещения от витрины к витрине во время выступления обеспечивают половину успеха. После оформления экспозиции начинаются экскурсии.Структура экспозиции1-й блок – «Становление ученого». Была представлена информация о детских годах будущего ученого и периоде его обучения. Приводилась информация о семье. О том, где и как начинал свое образование будущий гений. Здесь же информация о педагогической деятельности Д.И.Менделеева.2-й блок – «Научные достижения». Показывается, насколько многогранны и разносторонни были научные интересы Д.И.Менделеева. Здесь и труды по изучению нефти, и работа в палате мер и весов, и сделавший ученого знаменитым Периодический закон, и «Толковый тариф», и труды Д.И.Менделеева по сельскому хозяйству.3-й блок – «Менделевские среды». Сюда мы поместили материал о связях ученого с другими выдающимися людьми – писателями, художниками.4-й блок – «Имя Д.И.Менделеева». Обобщает информацию о том, как последующие поколения хранят память об этом гениальном человеке.5-й блок – «Перекрестки судеб». Отдельным блоком приводится информация о взаимосвязях и пересечениях в жизненном пути Д.И.Менделеева и писателя Александра Блока. Поскольку это в основном теоретический материал, он оформлялся на отдельном стенде. Были использованы фотографии и материал, полученный в ходе экскурсии в усадьбу Д.И.Менделеева Боблово.Значение выставки для образования и воспитания:- способствует формированию информационно обогащенной, разнообразной, познавательной среды с демократическими отношениями, обеспечивающими оптимальные условия для реализации возможностей каждого ребенка;- помогает прочно усваивать знания;- делает процесс обучения привлекательным и интересным;- учит применять знания в практической деятельности;- развивает аналитическое, логическое, нестандартное, творческое мышление;- способствует активности ученика.Это лишь один пример, как использовать школьное выставочное пространство для интеграции знаний и повышения мотивации учащихся, вовлечения их в исследовательскую, проектную деятельность. Хочется надеяться, что накопленный опыт по использованию социокультурной среды города и образовательной организации будет полезен другим педагогам и найдет отклик и продолжение в рамках различных предметов.Юлия НАГАЙЦЕВА, учитель химии школы №368 «Лосиный остров»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту