Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Родом из детства

Наши шедевры

Семейная проектная деятельность: творим, фантазируем, удивляем, радуемся
УГ - Москва, №11 от 17 марта 2020. Читать номер
Автор:

​Одной из главных задач, стоящих перед нашим дошкольным отделением, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной рабо­ты невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Современные родители, к сожалению, направлены в основном на работу и часто не имеют навыков педагогического взаимодействия со своим ребенком. Дошкольное отделение может и обязано помочь родителям стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, укреплять позицию ответственного родительства, формировать активное, инициативное отношение к воспитательной и образовательной деятельности, направленной на развитие себя как родителя.

Как помочь родителям в нелегком труде по воспитанию детей? Как построить взаимодействие семьи и дошкольного отделения в интересах помощи и ребенку, и родителям? Как создать для родителей и ребенка интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки?

Для решения этих вопросов использовалась нетрадиционная форма взаимодействия – семейная проектная деятельность, организатором и куратором которой стал весь коллектив педагогов дошкольного отделения.

Особенность семейной проектной деятельности заключается в том, что исследуются разные варианты решения поставленной задачи и выбирается оптимальный способ их решения, поставленная задача не осуществляется сразу. Родитель и ребенок совместно воплощают задуманную ими идею и творчески выражают свою инициативу. Данные творческие проекты направлены на организацию совместной деятельности родителей и ребенка, а значит, активное общение между ними.

В ходе организации семейной проектной деятельности выделились следующие этапы:

1) выбор темы производился педагогами с учетом времени года;
2) встреча с родителями для ознакомления с темой проекта и мотивирование их на его реализацию;
3) подготовительная работа с родителями и детьми по ознакомлению и овладению техническими способами реализации их будущих идей (мастер-классы для родителей, групповые и индивидуальные консультации, организуемые педагогами, выставки, экскурсии, участие в праздниках);
4) подготовительная работа с родителями по обучению их способам взаимодействия с ребенком в процессе совместной деятельности с учетом основных принципов педагогики проводилась во время консультаций;
5) выбор и создание совместного семейного продукта – на семейном совете высказывались и обсуждались идеи взрослых и ребенка;
6) презентация – родителями обязательно давалась положительная, эмоционально окрашенная оценка действий ребенка и результатов проделанной работы.
Представление на выставке в дошкольном отделении продукта совместной деятельности также являлось важным с точки зрения педагогики событием – удовлетворялись социально значимые потребности в признании и ребенка, и родителей, возрастал социальный статус ребенка в глазах окружающих его детей.

Педагогическая ценность семейной проектной деятельностью определялась:

– возможностью осуществления проекта совместными силами педагогов, ребенка и родителей;
– умениями и навыками ребенка;
– общей заинтересованностью всех участников (педагогов, родителей и ребенка);
– активным взаимодействием ребенка с родителями;
– овладением родителями способам взаимодействия с детьми.
Профессионализм педагогов заключался:
– в умении спланировать совместную работу родителей и детей;
– в обеспечении мотивации к совместной деятельности;
– в умении выбрать посильные задачи;
– в том, чтобы ненавязчиво научить родителей помогать своему ребенку методом убывающих подсказок, постепенно делегируя ребенку право принятия решений;
– в демонстрации педагогами своей заинтересованности в получении положительных результатов от родителей и детей.
– в обеспечении всем участникам проекта признания;
– в повышении самооценки и веры в себя ребенка;
– в появлении у родителей уверенности в своей роли родителя.

Организация и содержания проектов.

1. Проект «Осенние фантазии» начался с информирования родителей о том, что проводится конкурс работ из природного материала. В помощь родителям педагогами подбиралась специальная иллюстративно-справочная литература, раздавались памятки, рекомендации. А с детьми проводились беседы, рассматривались фото- и видеоматериалы. Работы исполнялись в различных техниках. Участники проекта принесли поделки из природного материала (шишек, листьев, плодов каштана, веток деревьев, желудей, репья, семечек, скорлупы ореха, семян клена, ясеня, сена, соломки, декоративной тыквы и даже картофеля), а некоторые подготовили альбомы на осеннюю тематику.

2. «Мы вместе творим волшебство». Педагоги пригласили родителей на мастер-класс по освоению нетрадиционных техник художественного творчества (волшебные веревочки, пластилинография, бумагопластика). Эта встреча стала творческим толчком. Родители сами выполнили пробные работы и, овладев художественными техниками, смогли воплотить их дома с детьми в совместном творчестве. Другие создали свои шедевры, не пользуясь нашими предложениями. Очень оригинальные поделки получились из цветного песка, соленого теста, бисера, ракушек и даже печенья.
По итогам этого проекта в дошкольном отделении была организована художественная выставка, которая продемонстрировала творческий потенциал каждой семьи.

3. Проект «Украсим чудо-дерево». С родителями проводились индивидуальные и групповые консультации.
Ребенок и взрослый с гордостью приносили совместные работы в дошкольные группы и украшали ими чудо-дерево. Каждая работа была именной. Так повышалась самооценка и укреплялась вера ребенка в себя, а у родителей развивалась позиция ответственного родительства. Этот проект, как и все остальные, направлен на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, а значит, на активное общение между ними.

4. Проект «Счастливый выходной день» мы решили реализовать в форме семейной гостиной. Дети с родителями подготовили дома презентацию, в которой наглядно представлено, как они провели свой самый счастливый выходной день. В семейной гостиной проходил обмен опытом между родителями. Дети рассказывали, чем им запомнился именно этот день. Каждая презентация получилась яркой, индивидуальной, неповторимой.

5. Организованное педагогами сопровождение семейного проекта «Здравствуй, Масленица!», в которое входила подготовительная работа (консультации, подбор тематической литературы, мастер-класс с родителями, беседы с детьми), позволило более полно расширить кругозор и приобщить к русской национальной культуре детей и родителей.
Родители вовлекались в педагогический процесс, укреплялась их заинтересованность в сотрудничестве.
Поделки стали украшением нашего чудо-дерева. Чего только на дереве не было: блинчики, крендельки, баранки, солнышки, веснянки, масленицы…

6. Выставка театральных костюмов – патриотической направленности, русских (гжель, хохлома, дымка), цыганских, китайских, восточных, сказочных (морское дно, персонажи сказок), – организованная для детей и родителей, а также проведенная экскурсия послужили импульсом для проекта «Модное дефиле». Дети вместе с родителями (под впечатлением увиденных работ на выставке) создавали оригинальные, необычные модели детской и взрослой одежды из бросового материала. Костюмы были сделаны из гофрированной бумаги, полиэтиленовых пакетов, ткани, картона, молочных пакетов, пластмассовых трубочек. Демонстрация мод с восторгом была принята на весеннем празднике.

В торжественной обстановке все участники семейной проектной деятельности обязательно получали социальное признание. Глаза родителей в этот момент светились от радости и гордости за себя и своего ребенка.

7. Проект «Пасхальные мотивы». Родителям вместе со своим ребенком предлагалось сделать своими руками пасхальный подарок, которым украсили чудо-дерево. Восторг и восхищение вызвало огромное разнообразие видов техник украшения пасхальных яиц. По итогам этого проекта была организована художественная выставка.

8. Весной проводится фестиваль конструирования по теме «Моя Москва: вчера, сегодня, завтра».

Участие принимают семьи наших воспитанников. Родители вместе с детьми сделали много интересных проектов. Жюри подвело итоги по разным номинациям – за самую оригинальную, фантастическую, историческую, масштабную идею.

На следующий день для детей была проведена экскурсия, в ходе которой каждый из участников фестиваля увлеченно рассказал о своей постройке. Викторина «Моя Москва» стала заключительным этапом нашего фестиваля.

9. Персональные художественные выставки ребенка, подготовленные при участии членов его семьи: «Распахнутое окно в мир прекрасного», «Творю, фантазирую, удивляю, радуюсь!». Инициатором проведения этого проекта стали сами родители детей старшего дошкольного возраста. На выставках можно было увидеть живописные работы в техниках пластилинографии, оригами и восхититься красотой, мастерством.

Включением родителей в совместную деятельность с ребенком педагоги создавали и поддерживали атмосферу сотрудничества и направили родительскую активность в педагогическое русло.

В момент создания творческого продукта родитель оценивал и себя, и ребенка, развивал навыки самоанализа и самооценки, рефлексии; ему предоставлялась возможность наблюдать за ребенком в процессе разных видов деятельности. Это помогло познанию родителями своего ребенка и их эмоциональному сближению.

Никто не рождается с навыками успешной родительской деятельности, но любой может стать замечательным родителем.

Любовь ИВАНОВА, старший воспитатель школы №199;
Полина БАСОВА, учитель-логопед школы №199;
Ольга ЛИТВИНОВА, педагог-психолог школы №199


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt