search
main
0

Наши педагоги – поистине золотой ресурс

Елена ФАДЕЕВА, профессор кафедры управления развитием образовательных систем МИОО:

– Известный психолог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Александрович Якунин в одной из своих работ назвал ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ресурсом золотым.

Российский учитель в условиях обновления современной образовательной системы являет собой золотой ресурс, от которого в большей степени зависит будущее страны в самом широком понимании этого слова. Учитель современной школы, к сожалению, в значительной степени завязан на внешние обстоятельства – профессиональная подготовка, полученная в вузах страны; внешкольная система повышения квалификации; внешняя оценка профессионального труда, зависящая от субъективных факторов.

Возможности образовательного учреждения по подбору, отбору, удержанию педагогических кадров ограниченны, так же как возможность избавляться от профессионально непригодных учителей.

Тем значительнее и важнее обязанность руководителей школы, ее методической службы во внеэкономическом плане создавать наилучшие психолого-педагогические, статусные, поддерживающие условия для профессионального роста учителя, его становления и развития, реализации потенциальных возможностей.

Сегодня в основе профессиональной деятельности, согласно новому Единому квалификационному справочнику, должны быть заложены основные составляющие компетентности учителя: профессиональная, информационная, коммуникативная и правовая.

Деятельность учителя в ЕКС представлена такими процессами, как осуществление, использование, проведение, планирование; соблюдение, внесение, выполнение… Когда слышишь этот перечень, то не может не возникать мысль о том, кто всему научит, сформирует умения и навыки учителя. Педагогическая наука спорит о целесообразности методов и форм, приемов и способов. Но кто способен осуществить все задуманное, спланированное и провозглашенное в рамках страны, города, округа?

Решение проблемы возможно только при условии системной, комплексной работы с учителем, предполагающей:

глубокий анализ целей, задач, миссии образовательного учреждения, предъявляющих определенные требования к учителю;

анализ необходимых и наличествующих кадровых ресурсов, выявление затруднений в этой сфере, которые следует преодолевать в условиях коллектива с привлечением науки, социальных партнеров, родительской общественности;

построение системы внутришкольного мониторинга (аудит), позволяющего своевременно выявлять возникающие проблемы и своевременно реагировать на них – это позволит вывести из эмбрионного состояния прогностическую функцию управления; наступило эпохальное время в развитии российского общества, которое связано с долгосрочным прогнозом его развития; анализом результатов возможных последствий; прогноз должен создать основу для повышения качества принимаемых решений в сферах, где эффективность ответов на глобальные вызовы существенно зависит от результатов развития национальной науки и технологий (для России к таким сферам относятся: безопасность, образование, окружающая среда, здравоохранение, энергетика, промышленность).

Прогнозирование предполагает:

широкое использование методологии Форсайта, отличающейся от традиционного прогнозирования, это методология организации процесса, направленного на создание общего у участников видения будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими действиями.

разработку системы мер, формирующих у учителя внутреннюю мотивацию их профессиональной деятельности, вытесняя господствующую повсеместно внешнюю (отгул, премия, лояльное отношение администрации и пр.);

всестороннюю поддержку инициатив (организационная, научно-методическая, финансовая);

систему повышения квалификации, которая должна быть поставлена в зависимость как от задач и проблем ОУ, так и от личности конкретного учителя – принцип адресности;

активизация форм подготовки учителя в условиях школы – ДИ, РИ, обсуждение нестандартных педагогических ситуаций;

развитие (формирование) корпоративной культуры, что предусматривает работу в группах переменного состава на педсоветах, при разработке проектов и др.;

анализ возможностей школьной библиотеки, ее прямых связей с центральными библиотеками по межбиблиотечному абонементу;

активизация деятельности социально-психологических служб за счет привлечения их к разрешению проблем учителя;

формирования культуры сервисного контроля со стороны администрации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте