Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наши партнеры и союзники

Учительская газета, №14 от 4 апреля 2006. Читать номер
Автор:

Как в современном мире не потерять ребенка, как помочь ему обрести себя, стать человеком? К сожалению, далеко не каждая семья может сегодня обеспечить полноценное воспитание ребенка. Значит, школа должна стать таким центром, воспитывающей средой, т.е. совокупностью обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современный мир.

Старая, советская школа сегодняшних задач, которые ставит перед нею общество, решить не может. Необходимо ее обновление. Это касается и способов ее управления. Теперь право на участие в нем предоставляется и учащимся, и их родителям.

Каждый взрослый человек несет в себе потенциальную возможность стать активным участником воспитательного процесса, субъектом воспитания детей уже и потому, что живет, действует, делает выбор нравственного поведения в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в присутствии детей.

Взрослые становятся субъектом воспитательного процесса, когда осознают смысл и цель своей жизни, долг, ответственность за свое влияние на подрастающее поколение, осуществляют более или менее целенаправленно свое физическое и духовно-нравственное совершенствование. Основным органом управления в нашей школе является общественный совет школы. В его состав избираются ученики, педагоги, родители и их законные представители. Совет школы, а затем и основные направления его деятельности избираются и утверждаются на конференции представителей педагогической, родительской и ученической общественности.

Совет школы разрабатывает и принимает программу своей работы и участия в управлении образовательным процессом, а также программу обучения членов совета навыкам общественной работы, ее эффективной организации. Совет школы – уставной орган. Конкретные управленческие полномочия регламентируются уставом, который составляется на основе положения. Это позволяет через федеральный и региональный уровень регулирования выйти непосредственно на необходимые нововведения в муниципальной школе.

Основными задачами совета школы являются определение тактики развития и функционирования ее, организация общественного контроля за охраной здоровья участников образовательного процесса, за безопасными условиями его осуществления.

Содержание работы и функции совета школы

1. Принимает устав школы, вносит в него дополнения и изменения.

2. Утверждает план развития школы.

3. Утверждает локальные акты в соответствии с установленной компетентностью.

4. По представлению методического (педагогического) совета школы обсуждает необходимость введения профилей дифференциации обучения, профилей производственного обучения.

5. Заслушивает директора школы о рациональном расходовании внебюджетных средств на деятельность ОУ.

6. Имеет право вносить предложения по работе структурных подразделений.

7. Заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, других работников, вносит на рассмотрение конференции предложения по совершенствованию работы администрации школы, знакомится с итоговыми документами по проверке школы органами управления.

8. В рамках действующего законодательства РФ принимает необходимые меры по защите педагогических работников и администрации школы от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность.

9. Согласовывает распорядок работы школы, продолжительность учебной недели и учебных занятий в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

Отчет о работе совета происходит в дальнейшем на ежегодной общешкольной конференции педагогов, родителей и старшеклассников. Эта конференция стала постоянным фактором школьной жизни.

Совет школы принимает участие в гражданско-правовом оформлении совместной деятельности учеников по интересам и конкретным направлениям в виде общественной организации детей и молодежи («Подросток» и «Новое поколение») на базе действующих и видов образуемых клубов по интересам в работе ученических организаций. Таким образом, выстраивается социальное партнерство.

Социальное партнерство

Школа №2 – открытая система. Она взаимодействует с МВД (комиссия по делам несовершеннолетних), органами социальной защиты, средствами массовой информации, военкоматом и воинской частью, советом ветеранов, районным советом депутатов, референт-центром современных психотехнологий и инноваций, библиотекой, здравоохранением, центром занятости, областным центром реабилитации детей и подростков, музыкальной школой, домом культуры.

Школа активно сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних, работниками МВД и прокуратуры. В школе есть план совместной работы с ОВД, согласно которому проводятся совместные рейды в семьи, находящиеся в социально опасном состоянии, обеспечивается правопорядок во время проведения культурно-массовых школьных мероприятий, работа совета профилактики и с учащимися группы риска. Заботу о несовершеннолетних детях-сиротах, детях, находящихся под опекой, а также о ребятах, попавших в трудные жизненные ситуации, мы осуществляем, сотрудничая с органами социальной защиты населения. В трудоустройстве выпускников, расширении их представления об избранной профессии, а также устройстве на время летних каникул нам помогает центр занятости населения.

Постоянным стало наше сотрудничество с армией, военкоматом, советом ветеранов. При их содействии проходят в школе такие акции, как «Забота», «Радость в конверте», сбор материалов о ветеранах ВОВ и ветеранах труда, об участниках событий в Афганистане и Чечне. Неоценима роль школьного Музея боевой славы, где зачастую проходят уроки истории, литературы, тематические экскурсии для учащихся. Проведение «Недели правовых знаний», вечеров вопросов и ответов, которые повышают правовую грамотность учащихся, было бы менее результативно без участия работников прокуратуры.

Эстетическое воспитание, повышение уровня культуры было бы невозможно без содружества школы и учреждений культуры. Это и смотры творчества детей, КВН, литературные обозрения, встречи с калининградскими писателями и поэтами, экскурсии в театры, музеи. Интересна совместная работа со шведскими школьниками по проекту «Корона и ключи» и т.д.

О том, что происходит в многосторонней, увлекательной жизни школы, о тех событиях, которые в ней происходят, о ходе реализации инициативных общественных проектов пишут наши районные газеты «Наша жизнь» и «Провинциальное слово». Вот уже несколько лет наши дети пишут в «Молодежную страницу» газеты «Наша жизнь».

Нам удалось включить местное самоуправление в процессы воспитания нового гражданина, а значит, и становления гражданского общества. В школе прошли встречи членов парламента и старшеклассников с депутатами районного совета. И в нынешнем составе совета есть выпускник школы 2001 года Максим Кучма.

Выстраивание школой системы социального партнерства – это, на мой взгляд, создание социальной реальности вокруг школы, обучающей и воспитывающей всех участников образовательного процесса.

Педагогический коллектив выдвинул следующую задачу: школа будет способствовать повышению уровня воспитанности школьников, их социализации, если цели системы воспитательной работы будут ориентированы на развитие личности школьника, способного реализовать себя в полной мере в реальной жизни, быть достойным гражданином страны. Основными средствами воспитания станут традиции школы, ключевые коллективные творческие дела. Будет развиваться и совершенствоваться школьное самоуправление. В школе удается создать благоприятный психологический климат.

Главная цель – воспитание свободного человека, живущего в гармонии с окружающим миром, его историей и осознающего ответственность перед ним.

С этой целью мы сотрудничаем с центром современных психотехнологий и инновации «Референт». Проведен психологический мониторинг учебно-воспитательного процесса.

Приведенные примеры сотрудничества позволяют судить о нашей школе как открытой для существующих в городе и районе соревнований. И основным моментом здесь является четкое обозначение форм взаимодействия и ожидаемый результат.

Но самыми заинтересованными партнерами в образовательно-воспитательном процессе являются родители. Основными направлениями совместной деятельности являются участие в решении задач обучения, воспитания и развития, планирование и организация инновационного и обеспечивающего процессов. Их влияние осуществляется как опосредованно, так и через родительские комитеты. Основные функции родительских комитетов: участие в разработке нормативных документов в управлении образованием; общественный контроль состояния школы; реализация и защита прав родителей на участие в управлении образованием; помощь и поддержка семей в создании условий для решения проблем семейного воспитания.

Кроме того, в школе действует попечительский совет, который является формой самоуправления.

Поскольку правовая форма совета четко не определена, то, по существу, он стал вспомогательной и благотворительной структурой «при школе» и зачастую не работает. Для создания в школе благоприятного климата в целях эффективности осуществления учебно-воспитательного процесса, более полного использования воспитательного потенциала семьи, раскрытия развития интеллектуальных способностей детей педагогический коллектив решил использовать программу интеллектуального развития, предложенную региональным центром современных психотехнологий и инноваций. Одобренная педагогами школы программа была предложена совету школы, который рекомендовал обсудить ее в каждом родительском коллективе. И только после этого она была утверждена на родительской конференции и принята в работу.

Совет школы активно занимается здоровьем детей, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований. Часто родители проверяют качество питания в школьной столовой, деятельность зубного кабинета, регулярность профилактических осмотров учеников. Возникшие проблемы обсуждаются на родительской конференции.

Не всегда желания педагогов и родителей совпадают. Когда на суд родителей был вынесен вопрос охраны школы, введения пропускной системы, не все родители поддержали это предложение, и совет школы прислушался к их мнению.

В процессе развития самоуправления реализуются две группы функций: общеуправленческие и специфические самоуправленческие, которые реализуют социально-ориентированные и личностно-ориентированные задачи.

В нашей школе на протяжении восьми лет работает парламент. Выработано положение, по которому он создается. В начале каждого учебного года в классах избираются представители в парламент (не более 2 человек). И на первом организационном сборе, который проводят в начале сентября, избираются спикер и руководители комиссий. Но это не простое голосование за выдвинутые кандидатуры: каждый желающий представляет свою программу работы и только после обсуждения их проходит открытое голосование. Отрадно, что с каждым годом желающих работать в парламенте все больше, растет число мальчиков. Многие ребята хотят работать не один год. Каждое общешкольное мероприятие обсуждается комиссией, иногда на парламенте, затем обсуждение проходит в классах и только после этого утверждается план его проведения. К мнению учащихся прислушиваются и администрация, и совет школы. Так вопрос о введении школьной формы не был поддержан учащимися и парламентом и не выносился на обсуждение.

Ежегодно устраиваем день самоуправления. Все функции педагогов и администрации выполняют учащиеся. Каждая предложенная на роль учителя кандидатура обсуждается и утверждается парламентом. Роль директора выполняет спикер, администрации – ребята из парламента. Эта «игра» помогает подросткам увидеть школьную жизнь в ином ракурсе, узнать и понять те проблемы, которые не видны им были ранее. Это чувствуется при обсуждении итогов. После окончания дня самоуправления учащиеся и педагоги собираются на педсовет. И если в первый раз было высказано мнение только о прошедшем дне, удачных уроках и дисциплине, то с каждым годом ребята поднимают все более серьезные проблемы, которые надо решать сообща и педагогическому, и ученическому коллективам. Ребята начинают понимать трудности в общении с другими классными коллективами, которые отличаются и возрастом, и степенью организованности и воспитанности. День самоуправления мы проводим в октябре, чтобы в течение года парламент мог решать те проблемы, которые вдруг обнаружили, помочь некоторым коллективам более интересно организовать жизнь в классе.

Как видим, в процессе жизненного взаимодействия у детей складывалось представление о мире, формировались навыки, привычки деятельности рядом со взрослыми. В результате учащиеся становятся подготовленными участниками общественной жизни, что очень важно для воспитания и социализации будущих граждан страны.

Зинаида МУСАНОВА, заместитель директора школы №2, Гвардейск, Калининградская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту