За полтора века с момента появления первой марки в России мы привыкли к ним настолько, что даже порой не замечаем их присутствия на открытках и конвертах. А ведь за не замеченным нами делом создания почтовых миниатюр (знаков почтовой оплаты) стоит кропотливый труд художников-марочников Издательско-торгового центра «Марка» Министерства Российской Федерации по связи и информации.
О создании почтовых миниатюр мы беседуем с главным художником ИТЦ «Марка» Александром КЕРНОСОВЫМ.
– Александр Владимирович, сколько ежегодно в России выходит марок и каков их тираж?
– Ежегодно мы выпускаем не менее 50-60 марок (и блоков) в количестве около 300 тысяч экземпляров каждая. Для сравнения в 1980 году тираж составлял 2 миллиона. В 2003-м готовим к выпуску 70 миниатюр и 5 блоков. К этому количеству, наверное, прибавятся какие-то внеплановые издания. Это происходит за счет событий, которые надо отразить в наших изданиях. Какие-то конференции, подвиги, спортивные победы. Тогда мы в сжатые сроки создаем памятную миниатюру.
– А были в последнее время такие внеочередные сюжеты?
– Да, впервые в истории спорта российские теннисисты одержали победу в Кубке Дэвиса. Этой теме была посвящена новая и, как я считаю, выдающаяся марка, о которой стоит рассказать подробнее. В ней использовано тиснение серебром с 99,9%, причем французская фирма-изготовитель дает к своему изделию сертификат подлинности.
В блоке, кроме того, использован измельченный грунт с парижского корта, на котором проходили игры в конце ноября 2002 года. В присутствии юристов и под контролем адвокатов представители фирмы собрали определенное количество грунта, измельчили его до состояния пудры и использовали для печати. А теннисный мячик выполнен особой флуоресцентной краской, светящейся в темноте. Эта редкая по технологии и достаточно дорогая марка была выполнена во Франции. Мы пока еще так делать не умеем, но стараемся.
– Есть ли еще новинки, которые порадуют филателистов в 2003 году?
– На стандартном выпуске, который посвящен российской городской усадьбе, марки будут с самоклеящейся пленкой, которую можно будет снять и без труда аккуратно и надежно соединить миниатюру с конвертом. О печати золотой и серебряной фольгой вы уже знаете, а вот создание ароматных марок – новое для нас дело, хотя в парфюмерной промышленности оно известно давно. Выйдет в свет серия «Дары природы» с запахом груши, яблока, дыни, ананаса и земляники. Причем мы впервые используем здесь необычную круглую перфорацию. Наши покупатели смогут не только приклеить эти марки к конверту, но и насладиться запахом фруктов.
– Наверное, можно пожалеть, что ваши умельцы-художники еще не научились придавать маркам и вкусовые качества. Кто же создает почтовые миниатюры?
– Всего у нас работают от 15 до 20 человек. Наш золотой фонд – это художники старой школы: Юрий Арцименев, Леонид Зайцев, Рим Стрельников, Борис Илюхин. На нашем производстве нет помещений или студий, где могли бы работать художники. Поэтому они создают свои эскизы в домашних, не всегда благоприятных условиях. Но, как и у знаменитого тульского «Левши» из произведения Лескова, из рук наших миниатюристов выходят замечательные произведения. Они получаются живые, теплые, они греют душу. Кажется, что любой штришок работает и все нюансы видны. Особенно в портретах.
Галерею замечательных образов наших разведчиков-нелегалов, причем в рекордно короткий срок 1,5 месяца, создал художник Борис Илюхин. Это серьезный мастер с большой творческой школой. Он умеет даже при недостатке фактического материала фантазировать, придумывать, и у него получается хорошо. Радуют работы и молодых мастеров. Алексей Федулов, который работает у нас не так давно, использует в работе живописные решения. Его блок, посвященный 300-летию Андреевского флага, завоевал признание на конкурсе стран Балтики как самая красивая марка года.
– А каковы самые значительные успехи вашего издательства в международных конкурсах?
– Наибольший успех у художника Леонида Зайцева. Он давно и плодотворно работает в нашем издательстве. Его миниатюра «Оклад к иконе Казанской Богоматери» стала самой красивой маркой Европы в 1996 году.
Отмечена и его работа, посвященная русским князьям X-XIV веков, сыгравших видную роль в становлении русского государства, выполненная классическим способом металлографии. Это очень трудоемкий способ. Ведь мастера-граверы фабрики «Гознак» более полугода режут форму для создания марки.
– А вам как главному художнику какая марка больше всего по душе?
– Это серия миниатюр, посвященных 150-летию Нового Эрмитажа, оформленная Адольфом Плетневым. На ней изображена Камея Гонзаго. Она меня просто потрясла. Не могу без волнения на нее смотреть. Рельеф очень красивый, повторяет форму камня. Считаю, что это наша большая удача, которая показывает высокий полиграфический и художественный уровень наших произведений.
– Какими же качествами должны обладать ваши живописцы, чтобы поддерживать такой уровень? Как вы сами стали художником-марочником?
– Тяга к миниатюре была у меня с детства. Нравилась тонкая, кропотливая работа, требующая усидчивости. Это я считаю главным в нашей работе. Сколько часов я разобрал и отремонтировал в детстве! А когда появилась потребность рисовать (я серьезно этим занимаюсь с 14 лет), поступил на учебу в Московское художественно-промышленное училище имени Калинина, туда, где преподавали миниатюру. Но долгие годы жизнь складывалась так, что заниматься приходилось монументальными работами, в том числе и за границей.
Первый свой маркированный конверт я нарисовал только в 1984 году. А с 1997-го руковожу нашим творческим коллективом. Но по-прежнему сам рисую почтовые миниатюры. Это жизненная отдушина и хобби, которым я занимаюсь много лет в свободное от работы время. За это время сумел создать более 30 марок, причем большинство эскизов рождалось за обычным кухонным столом в домашних условиях.
Сейчас собираю материалы и обдумываю темы, посвященные 100-летию со дня рождения наших выдающихся летчиков Валерия Чкалова и Владимира Коккинаки. Подвигам наших авиаторов, особенно в военный период, посвящены многие работы замечательных художников. Поэтому хочется сделать что-то новое, интересное.
– Страна отмечает 60-летие выдающихся побед в битвах Великой Отечественной войны. Будет ли продолжена серия, посвященная этой тематике?
– Марки, рассказывающие о битвах под Москвой и Сталин-градом, уже вышли. В этом году мы выпускаем еще одну миниатюру из этой серии, посвященную битве на Курской дуге. И хотя композиция блока была более сложной, чем предыдущих, но ее автор Александр Московец с успехом справился со своей задачей. Он сумел показать главное: карту с местами основных боев, подчеркнул, что там произошло знаменитое танковое сражение второй мировой войны.
На самой марке изображены 2 памятника в честь Победы – один в Курске, а другой – в Белгороде. Несмотря на то, что существует принцип – не разглашать сюжет или тему будущей марки до ее выхода в свет, мы решили показать читателям миниатюру, посвященную 60-летию Курской битвы.
– Видно, что эскиз этой картины выполнен при помощи новых технологий. Не устаревает ли фигура художника-марочника, с кисточкой в руке, кропотливо творящего в домашней мастерской свое маленькое чудо?
– Новые технологии, о которых мы говорили, все больше вторгаются в процесс создания всех знаков почтовой оплаты – марок, открыток, конвертов. Особенно в этом преуспевает Запад. Но интерес к работам, выполненным рукой мастера, и среди филателистов, и среди молодых художников не ослабевает.
Конечно, многие молодые и талантливые живописцы уходят, ищут что-то свое. Но число желающих попробовать себя в жанре миниатюры не уменьшается, и это нас обнадеживает.
На некоторые марки тема объявляется открытой. Проходит своеобразный конкурс идей и направлений, от чего, несомненно, выиграет качество нашей продукции. А ведь наши миниатюры после их издания изучают миллионы филателистов с лупами в руках. Поэтому мы стараемся, чтобы при уменьшении все детали картины сохранились, и уж тем более не имеем права на ошибку.
Думаю, мы и впредь будем радовать наших филателистов высоким полиграфическим и художественным уровнем почтовых миниатюр, воспевающих «шестую часть земли с названьем кратким Русь».
Материалы предоставлены Издательско-торговым центром «Марка»
Комментарии