search
main
0

Наши двери открыты для всех

Заведующая детским садом №1125 Ольга Воронина, почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат Премии мэра Москвы 2009 года, – высококвалифицированный специалист, имеет два высших образования (педагогическое и психологическое), а теперь она еще и аспирантка МПГУ, владеет современными педагогическими и психологическими технологиями, научными основами управления дошкольным образовательным учреждением.

За 19 лет руководства образовательным учреждением для детей с нарушением зрения Ольга Воронина создала профессиональный коллектив. В течение 5 лет с помощью разных форм повысили свою квалификацию 100% педагогов, 44% педагогов учатся в высших учебных заведениях, 46% педагогов имеют высшую, а 54% – первую квалификационную категорию.

Под руководством заведующей педагогический коллектив проводит планомерную работу по коррекционно-развивающему образованию детей со зрительной патологией, охраной и укреплением здоровья ребенка. Педагоги разработали «Комплексы зрительной, дыхательной, пальчиковой гимнастики»; внедрены опыты работы «Подготовка слепых и слабовидящих детей к усвоению чтения и письма по Брайлю», «Влияние стиля руководства у тревожных и нетревожных дошкольников 6-7 лет на продуктивную деятельность».

В детском саду созданы благоприятные условия для охраны психического и физического здоровья, развития интеллектуальных способностей детей: лечебные кабинеты с современным офтальмологическим оборудованием, физкультурно-оздоровительный комплекс с детскими тренажерами, комната психомоторной коррекции, сенсорная комната, современная предметно-развивающая среда.

Ольга Васильевна сотрудничает с Московским педагогическим государственным университетом, Институтом коррекционной педагогики, Фондом иллюстрированной книжки для слепых детей, с центром «Детская личность». На базе детского сада проходят ежегодную педагогическую практику студенты III курса МПГУ.

В 2009 году детский сад стал лауреатом городского конкурса «Сердце, отданное детям», в 2006 году – победителем городского конкурса «Первые шаги», в 2008 году – лауреатом городского конкурса «Детский сад года».

С 2002 года воспитанники детского сада неоднократно становились призерами и лауреатами разнообразных городских и окружных фестивалей и конкурсов: «Надежда», «Знай-ка!», «Карапуз», «Весенний марафон», «Юный шашист», «Юные знатоки природы».

С 2003 года Ольга Васильевна – заместитель председателя психолого-медико-педагогической комиссии Восточного округа по комплектованию детских садов для детей с нарушением зрения.

С 2008 года детский сад – городская экспериментальная площадка по теме «Синтез новых педагогических технологий в условиях деятельности образовательно-воспитательного учреждения» (научный руководитель – директор Института психологии РГГУ

Е. Кравцова), а с 2009 года – участник пилотного проекта ЮНЕСКО «Ресурсный центр «Здоровый ребенок» (сетевая структура).

Ольга ВОРОНИНА, заведующая детским садом №1125:

аш детский сад в 2002 году после капитального ремонта открыл свои двери для детишек с патологией зрения. Для создания качественных условий работы была проведена перепланировка и выделены дополнительные помещения для кабинетов учителей-дефектологов, логопедов, психологов, сенсорной комнаты, лечебных кабинетов, лекотеки.

В саду 8 групп, из них одна группа раннего возраста. Наполняемость групп – 12 детей. Основной контингент – дети с косоглазием и амблиопией. Но двери детского сада открыты и для детей с другими, более сложными, глазными диагнозами: ретинопатией, миопией высокой степени, катарактой, атрофией зрительного нерва и

т. д. Посещают наш сад и слабовидящие, и слепые дети.

Вся деятельность образовательного учреждения направлена на:

– обеспечение современного уровня организации коррекционно-воспитательной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающей наиболее оптимальные условия индивидуального развития каждого воспитанника;

– реализацию нового подхода к воспитанию детей в связи с решением задач социальной адаптации и интеграции воспитанников с особенностями развития в социальную среду путем создания широких возможностей для разнообразного общения детей как со сверстниками, так и со взрослыми;

– максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка и обеспечение взаимосвязи коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов (на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции);

– теоретическое и организационно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей воспитательно-образовательной работы с дошкольниками с особенностями развития;

– обеспечение качественной подготовки детей к обучению в школе (на основе учета общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей, коррекции и компенсации нарушений зрения и устранения вторичных отклонений в развитии детей).

В детском саду работают квалифицированные специалисты: опытные воспитатели, учителя-дефектологи (тифлопедагоги), учителя-логопеды, педагоги-психологи, врач-офтальмолог, врач-педиатр, медсестры-ортоптистки, воспитатель по физкультуре и музыкальный руководитель.

Все помещения и кабинеты оснащены согласно целям и задачам коррекционно-образовательной работы необходимым оборудованием, которое включает: материал для проведения и отслеживания динамики психомоторного развития, ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал.

Во всех группах созданы дифференцированные условия для пребывания детей в детском саду и их успешного развития с учетом особенностей развития воспитанников и их возраста. В частности, обеспечены условия для совместной и индивидуальной активности детей, подготовлено оборудование для разных видов деятельности.

Кабинеты всех специалистов оборудованы для проведения групповых и индивидуальных занятий, оснащены самыми современным оборудованием и пособиями для проведения коррекционно-образовательной работы. Рабочее место каждого специалиста оснащено персональным компьютером, на котором оформляется необходимая документация. Специалисты свободно могут пользоваться Интернетом, что позволяет им участвовать в интернет-конференциях, повышать свою квалификацию через систему дистанционного обучения. Детский сад создал свой сайт Glazkisad1125, на котором размещается разнообразная информация для родителей и педагогов, фотоматериалы, действует форум.

В распоряжении тифлопедагогов есть специальное оборудование для работы со слабовидящими и слепыми детьми: тифлографические приборы «Графика», «Светлячок», «Рельеф», «Сигма», электронный увеличитель TOPAZ, индивидуальные увеличители OPAL, прибор для создания рельефных контурных изображений, специальные компьютерные программы для развития зрительных функций дошкольников, специальные книги с рельефными рисунками, азбука Брайля.

В детском саду созданы необходимые условия для физического развития воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, есть спортивный зал, в котором установлено разнообразное оборудование: шведские стенки, баскетбольные кольца, хопы, сухой бассейн, массажные дорожки, тренажерное оборудование с учетом возраста детей и типологических особенностей их физического развития. Спортивное оборудование динамично, оно используется в группах, в музыкальном зале, на участке. Очень много спортивного оборудования изготовлено педагогами (на развитие моторики, тактильных ощущений, зрительно-двигательной координации), массажные коврики и дорожки используются в игровых уголках. В учреждении проводится комплекс оздоровительных мероприятий, который включает занятия физкультурой, закаливание, утреннюю гимнастику, зрительную, пальчиковую, дыхательную, корригирующую гимнастику после сна, недели здоровья, недели зимних игр и забав. Таким образом, удовлетворяется потребность воспитанников в двигательной активности, обеспечивается процесс их успешного физического развития. Наши воспитанники – активные участники окружных и городских спортивных соревнований: «Карапуз», «Весенний марафон», «Веселые старты», «Школа мяча», «Юный шашист». Отмечу, что наши детишки ничуть не уступают своим нормально видящим сверстникам. Такая активная жизнь наших детей способствует их успешной социализации в обществе сверстников.

Дошкольное учреждение работает в тесном контакте с родителями. Традицией нашего сада стали семейные проекты «Семейное дерево», «Портрет моих родителей», фотоальбом «Наша семья на отдыхе, «Семейная стенгазета», сочинение-рассказ «Вот такая у нас семья». Родители с удовольствием включаются в эту увлекательную работу. Они сочиняют, фотографируют, вырезают, клеят, делают коллажи, аппликации, а некоторые и целые видеопрезентации про историю своей семьи. Все работы можно увидеть на специально организуемых выставках. Регулярно проводятся конкурсы совместного творчества детей и родителей «Осенняя фантазия», «Мастерская Деда Мороза», «Новогодняя и рождественская фантазия», «Пасхальная неделя». Работы выставляем в детском саду, а лучшие участвуют в районных и окружных конкурсах.

Привлекаются родители и к спортивной жизни детей. Они участвуют в семейных стартах, зимних и летних спортивных праздниках, и, конечно же, на всех соревнованиях это самые лучшие болельщики.

Особая гордость – наш коллектив, это высокопрофессиональные люди, любящие свою работу, вкладывающие частичку своей души в каждого воспитанника. Педагоги сада – активные участники всех профессиональных конкурсов: «Сердце, отданное детям», «Первые шаги», «Воспитатель года». Весь коллектив детского сада дважды участвовал в конкурсе «Детский сад года» – в 2006 и 2008 годах. Мы постоянно делимся опытом с педагогами других дошкольных учреждений округа и города. С 2003 года наше ДОУ стало базой для практики студентов МГПУ и МГГУ. В детском саду проходит ПМПК по набору детей в детские сады с нарушением зрения Восточного округа.

Мы не стоим на месте и открыты для всего нового и интересного, мы не боимся трудностей. Одними из первых в нашем округе мы открыли лекотеку для детишек, которые по состоянию здоровья не могут посещать дошкольные учреждения, а также консультативный пункт.

И именно поэтому мы с энтузиазмом включились в работу ресурсного центра «Здоровый ребенок» в рамках совместного пилотного проекта Москва – ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» и надеемся узнать много полезного, поучаствовать в разработке новых технологий в области укрепления здоровья дошкольников, поделиться своим опытом. Благодаря участию в этом проекте повышаются статус учреждения и профессиональный уровень педагогов.

У детского сада есть своя специфика

Анна ЛЫКОВА, старший воспитатель детского сада №1125:

– Для специализированных детских садов для детей с нарушением зрения Институт коррекционной педагогики РАО создал программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения): «Программы детского сада», «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.Плаксиной (рекомендовано МОН РФ). В рекомендациях к программе говорится: «…обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения с 2 до 10-11 лет».

Концептуальными основами организации учебно-воспитательного процесса, коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в нашем детском саду стало обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания, развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

В отличие от нормально видящих сверстников ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками самостоятельно, без участия взрослого. Нормально развивающийся малыш, наблюдая за действиями взрослых, за играми старших детей, начинает подражать им, делать так же. Ребенок с низкой остротой зрения в силу искаженного зрительного восприятия окружающего не имеет возможности увидеть все четко, в полном объеме, со всеми деталями. Его возможности в подражании резко ограничены. Поэтому чтобы научить ребенка разнообразным действиям с предметами, умению ориентироваться в окружающем мире и подготовить к школьной жизни, с ним с раннего возраста индивидуально занимаются на занятиях, в процессе самостоятельной игровой деятельности специалисты детского сада.

Все задачи решаются в процессе взаимодействия учителя-дефектолога с другими педагогами, однако ведущая роль в процессе коррекционно-развивающей деятельности принадлежит тифлопедагогам. Они осуществляют комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям, модифицируют планы и программы, применяют специальные формы и методы работы, создают оригинальные демонстрационные и раздаточные пособия, разрабатывают творческие занятия с детьми, включая слабовидящих и слепых детей с остаточным зрением. Работа тифлопедагогов направлена на развитие зрительного и полисенсорного восприятия, ориентировки детей в макро- и микропространстве, что необходимо в их дальнейшей жизни в обществе. Огромное внимание уделяется развитию общей и мелкой моторики и социально-бытовой ориентировки – важнейшим компонентам при подготовке ребенка к школьному обучению. Обучение математическим навыкам и умениям начиная с младшей группы помогает сформировать у детей чувственный опыт и зрительные представления о сенсорных эталонах формы, цвета, величины, правильно ориентироваться детям в пространстве и во времени, а развитие графических навыков помогает подготовить ведущую руку ребенка с пониженным или повышенным тонусом к письму.

Воспитатели создают в группах оптимальные комфортные условия для развития личности каждого воспитанника, организуя познавательные конкурсы, литературные викторины. Они уделяют огромное внимание формированию разносторонних знаний у детей, ориентируют их в различных жизненных ситуациях, воспитывая в детях стремление к успеху, усидчивость, волю, целеустремленность в овладении новыми знаниями, интересными и необходимыми в жизни. Дети с огромным желанием рисуют, лепят, вышивают, изготавливают разнообразные поделки и создают картины из природного материала: «Мир диких животных», «Мы наследники Победы», «В гостях у Снежной королевы», «Край родной, навек любимый».

Музыкальный руководитель обращает внимание на то, что дети с нарушением зрения часто не могут качественно овладеть многими видами танцевальных движений, они очень скованы, не могут выразить свои чувства и эмоции в движении или танце. Поэтому основной целью музыкального воспитания маленьких детей стало формирование творческих художественно-эстетических способностей, развитие фантазии и умения свободно выражать свои эмоции и чувства, так как это поможет им лучше и успешнее адаптироваться в современном мире. Участие в музыкальных конкурсах «Серебряный колокольчик», «Юные таланты Вешняков», «Надежда» помогает раскрыться маленьким дарованиям.

Очень часто у детей с нарушением зрения страдает речь, не сформированы речевое общение, речевая культура. Специфика работы учителя-логопеда с нашими малышами заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики и тифлопсихологии. Наши педагоги уделяют большое внимание коррекции оптической дислексии у детей, так как они испытывают трудности в усвоении зрительных образов букв, что предупреждает дисграфию и дислексию в начальной школе. Ведь в основном наши выпускники поступают в общеобразовательные школы, только 8% детей обучаются в специализированных учреждениях для детей со зрительной патологией.

Важную роль в успешной коррекции нарушений играет сотрудничество педагогов и родителей в медико-педагогической работе. Мы помогаем родителям понять и принять своего ребенка таким, какой он есть, оказываем необходимую помощь в преодолении собственных отрицательных эмоций, связанных с рождением особенного ребенка, так как очень часто без профессиональной помощи медиков и педагогов родители ограничиваются лишь уходом за своими детьми, они не знакомы с особенностями развития, воспитания и обучения такого малыша. В детском саду организуют индивидуальные консультации, «круглые столы», встречи родителей с тифлопедагогами, психологами, врачами, специалистами из Института коррекционной педагогики и других организаций, проходят диспуты по различным проблемам, даются рекомендации по формированию коммуникативных, познавательных интересов у детей. Это в свою очередь способствует созданию благоприятного психологического климата в детском саду и в семье.

Ранняя коррекция психофизического развития наших детей имеет большое компенсаторно-коррекционное значение, она позволяет избежать появления многих вторичных дефектов (нарушение координации, боязнь больших пространств, вербализм), а также помогает малышу пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами. А это в свою очередь огромный шаг к его дальнейшей жизни в школьном обществе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте