search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Наше кредо: индивидуальный подход к каждому ребенку

В Центре развития ребенка №577 большое внимание уделяется содержательному общению взрослых и детей, выстраиванию прочных детско-родительских отношений. В детском саду ежегодно проводится много спортивно-массовых мероприятий, в которых принимают участие семьи воспитанников.

Сегодня об индивидуальном подходе приходится слышать довольно часто. Педагоги говорят: «К этому ребенку нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Но в восприятии каждого свое представление индивидуального подхода.

Работая вместе с Ресурсным центром «Я и мир» по созданию условий для получения ребенком первого положительного опыта социализации, мы поставили перед собой цель – разработать модели индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку 5-7 лет в условиях детского сада. Вся работа была направлена на выявление индивидуальных особенностей детей

5-7 лет; определение методов, форм и средств, направленных на реализацию индивидуального подхода; подготовку методических рекомендаций для педагогов и родителей воспитанников. Возраст 5-7 лет был выбран не случайно. Именно в этот период жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные, воздействия среды.

Работа в данном направлении начинается задолго до того, как ребенок приходит к нам в детский сад. Прежде всего мы беседуем с родителями, которые обращают внимание на те или иные особенности в развитии ребенка. Вся информация о ребенке, включая информацию, полученную от родителей, анамнез ребенка, рекомендации врачей, а также наблюдения психолога и педагогов вносятся в «Карту индивидуального развития ребенка-дошкольника». В карте отражены показатели, выявленные на основе диагностики и характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению (физическое, социальное, познавательное, эстетическое развитие). В качестве одной из основных характеристик дошкольника выступает его физическое развитие: овладение двигательными навыками и выразительность движений. Движения ребенка выражают его эмоциональное состояние. Понимание языка движений позволяет проникнуть в глубину эмоциональной сферы ребенка. Дополнительно в нашем Центре развития ребенка ежегодно проводится диагностика зрения всех детей, а также диагностика состояния здоровья на специальном аппарате «Здоровый ребенок», что позволяет отслеживать в динамике все изменения, связанные со здоровьем воспитанников. Данные диагностики также вносятся в индивидуальную карту ребенка. Карта не «диагноз» ребенка, для педагога она ориентир, с помощью которого можно сделать вывод об уровне развития ребенка и соответствии его возможностям возраста. Кроме этого, мы обращаем большое внимание на родителей воспитанников. Выстраивая стратегию взаимодействия с семьей, всегда учитываем данные так называемого социального анамнеза ребенка: возраст родителей, профессию, вредные привычки, состав семьи и многое другое.

В соответствии с индивидуальными данными по каждой возрастной группе составляется сводная схема-анализ «Экран здоровья». Ориентируясь на сводную схему, в детском саду формируются временные группы детей, имеющих те или иные особенности в развитии, с которыми работают наши специалисты. Таким образом, мониторинг развития ребенка и диагностика выступают основой разработки индивидуальной программы здоровья для каждого ребенка.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Мы широко используем различные формы работы: размещение информации в «Родительских уголках», в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ; консультации; устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания; семинары-практикумы; деловые игры и тренинги; дни открытых дверей для родителей; совместные физкультурные досуги и праздники. Стержнем этой работы стала индивидуальная программа оздоровления, разрабатываемая для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития.

Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только гибкий режим дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих и индивидуальных мероприятиях для родителей, так и в семейных клубах «Здоровье», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка», причем темы занятий в клубах и формы их проведения выбирают сами родители через анкетирование и «Книгу предложений». На основании анализа комплексных результатов наблюдений и повторной медицинской диагностики в середине и в конце учебного года индивидуальные программы корректируются и в соответствии с этим даются дополнительные рекомендации как педагогам, так и родителям. Таким образом, данный алгоритм физкультурно-оздоровительной работы позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в ДОУ. Именно такой подход к воспитанию здорового ребенка позволил снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического развития детей. Так, средняя заболеваемость за год составила 7 дней на 1 ребенка.

Индивидуальный подход значительно повышает степень мастерства педагогов. Ведь что значит подойти к ребенку индивидуально? Это значит понять самого ребенка: что он собой представляет, каковы его цели, что он может, что не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен или наоборот. Ребенок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребенка» – то важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. Это опыт, появляющийся от общения с ребенком, накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребенке видит личность. Индивидуально подойти к ребенку – значит создать для него психологически комфортные условия. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, педагог должен всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А результатом работы будет не только усвоение программного материала, но и личностный рост детей, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее.

Т.ШУМОВА, заведующая ЦРР – детским садом №577, О.КРЫЛОВА, старший воспитатель ЦРР – детского сада №577

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте