search
main
0

Наше кино будет жить

Хотя это и непросто

Неслышной поступью уходит в прошлое 2022 год. Непростой, суровый, еще раз разделивший нас на непримиримые группы. Каким он выдался для российского кино? Попробуем разобраться.

«Мы не в изоляции и никогда в ней не будем», – считает Мария ЛЕМЕШЕВА
Фото предоставлено пресс-службой Марии Лемешевой

 

Новый год без хлопот

Он начинался для индустрии радужно. Кинотеатры, подводя итоги новогодних каникул, ликовали: сборы в целом по стране превысили показатели прошлых лет (и это несмотря на то что в некоторых регионах действовали жесткие антиковидные ограничения). По оценкам экспертов издания «Кинобизнес сегодня», общая новогодняя касса по всем фильмам за праздники составила почти 4 млрд рублей – на 15% выше, чем за такой же период 2021 года.

Мы тогда смотрели «Последнего богатыря», «Человека-паука», «Зверопой-2». Аналитики отмечали такую особенность новогоднего проката-2022, как большая доля голливудской продукции – почти 40%. «Это самый высокий показатель для зимних выходных с 2015 года. Каких-либо ограничений для голливудской продукции со стороны российского Минкульта в эти праздники не было», – констатировал бизнес-портал BFM.ru.

Казалось, не будет ограничений и для этой оптимистичной динамики. Но наступил февраль. Началась специальная военная операция, пришла новая реальность, в которой главным стало беспрецедентное давление на Россию стран Западной Европы, США, Канады и других недружественных стран.

 

На премьеру в… Казахстан

Введенные европейцами санкции были призваны расшатать российскую экономику. А еще деморализовать, унизить. На вторую задачу работало в том числе недопущение на наш рынок лучшей продукции ключевых кинопроизводителей.

Ожидал ли этого зритель? Полагаю, нет. Представляли ли такой поворот деятели российской киноиндустрии? Режиссер и сценарист Рауф Кубаев в интервью «УГ» сказал:

– Я не думал о том, насколько политика затронет нашу индустрию. А надо было. Но раз это коснулось нас, значит, это правильно, так и должно быть. Потому что это противостояние не просто России и Украины, это противостояние цивилизаций. Совершенно безболезненно для всех сфер жизни любой страны это не может произойти. Сейчас это касается всех и всего, не только киноиндустрии. Противостояние подразумевает лишение привычного. Конечно, ко всему хорошему быстро привыкаешь, но новые обстоятельства заставляют быть максимально сконцентрированным, ничего критичного в этом нет.

Это слова взрослого, умного и мудрого человека. А что было делать молодым киноманам, внезапно отсеченным от ярких новинок, голливудских блокбастеров, хорроров, комедий? Конечно, многие стали искать способы приобщиться к мировым премьерам. Пиратские сайты – тривиальный ход. Особо экстремальные зрители решались на вояж в ближнее зарубежье, чтобы увидеть, например, сиквел «Доктора Стрэнджа», снятого режиссером Скоттом Дерриксоном в 2016 году. «Как я съездил в кино в Казахстан» – одна из горячих сетевых тем весны-2022. Выходило, что все-таки не очень удобно и довольно дорого, притом что достоинства картины, по мнению многих приобщившихся, спорны.

 

Кино всякое, разное

Но наступил летний сезон, и оказалось, что все не так грустно, как мы ожидали. В кинотеатрах, во-первых, можно было увидеть бессмертную классику советского кино, например «Освобождение. Последний штурм» Юрия Озерова. Во-вторых, можно было приобщиться к уже культовым картинам раннего российского периода, таким как «Мусульманин» Владимира Хотиненко.

На радость многим демонстрировались условно свежие фильмы западного производства: «Телохранитель киллера», «Телохранитель жены киллера» Патрика Хьюза, «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефа и др.

В целом репертуар напоминал изысканный винегрет, в котором иностранные «Достучаться до небес» Томаса Яна, «Кофе и сигареты» Джима Джармуша, «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе соседствовали с нашими «Зеркалом для героя» опять-таки Владимира Хотиненко, «Ассой» Сергея Соловьева и «Дураком» Юрия Быкова. Хорошо это или плохо – так вряд ли можно оценивать. Так было продиктовано обстоятельствами.

 

Лучшее из доступного

Что помогало не упасть духом с самого начала и поддерживает в настроении сейчас, так это немалое количество добротных, а то и очень хороших свежих фильмов российского производства. Часть датирована 2021 годом (премьера их в прошлом году была отложена из-за пандемийных ограничений), часть – текущим.

Если бегло пройтись по новинкам, то, конечно, стоит сразу отметить приключенческую ленту «Артек. Большое путешествие» Карена Захарова и Армена Ананикяна. История о путешествии во времени четверых друзей – Ромки, Ярика, Николеты и Елисея, рассказанная с фантазией, теплом и юмором, наводит на мысль о ренессансе настоящего детского кино, которое было в советское время. К концу лета вышел в чем-то схожий с «Артеком…» фильм «Легенды Орленка» Ольги Беляевой, однако он получился объективно слабее.

На что охотно шел взрослый зритель? На основанную на реальных событиях драму «Одна» Дмитрия Суворова. Фильм, рассказывающий о том, как в августе 1981 года молодая женщина Лариса Савицкая чудом выжила в авиакатастрофе, заставил многих задуматься, задаться вопросом: «Насколько я ценю жизнь и ценю ли вообще?» Понять, как велика сила большой любви. И осознать, что никогда нельзя сдаваться.

На ура принимались комедии, например, одна из самых запомина­ющихся – «Молодой человек» Александра Фомина. Ее герой, 30‑летний Иван Ревзин, решается на аферу: выдать себя за старшеклассника, принять участие в конкурсе для тинейджеров и, выиграв денежный приз, закрыть все свои финансовые дыры. Фильм действительно смешной, Павел Табаков, сыгравший главную роль, показал хорошую профессиональную форму. Для поклонников Данилы Козловского сюрприз: кумир и хорошо сделал карикатурный образ преуспевающего бизнесмена, и спел исполненную самоиронии песню.

Конечно же, все любители фэнтези с нетерпением ждали выхода блокбастера «Сердце Пармы» режиссера Антона Мегердичева. Можно сказать, что фильм практически оправдал надежды тех, кто поддержал его рублем, придя в кинотеатры. Русское Средневековье, противостояние благородного князя Михаила, правителя Пермского края, разным силам, в том числе магическим. Очень красивый и колоритный фильм, который благодаря масштабным батальным сценам можно смело сравнить с легендарной «Игрой престолов».

Уходящий год можно назвать годом торжества российских сериалов. Популярные онлайн-платформы даже в условиях ограничения свежего зарубежного контента прочно удерживают внимание зрителей достойной продукцией. «Начальник разведки», новые сезоны «Триггера», «Пассажиров», «Теста на беременность», «Телки», «Конец света», «Монастырь» – перечислять все интересное придется долго. И это радует.

 

«Треугольник» опечалил

Случились и приятные сюрпризы, что называется, не от нашего киностола. В российский прокат вышел фильм – обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля «Треугольник печали» Рубена Эстлунда. Картина, показавшая нам: мы, даже очень соскучившись по хорошему западному кино, способны оценивать его объективно и даже критически. И никакие награды, врученные создателям авторитетными членами жюри, нас не остановят.

Гораздо интереснее триумфатора Канн оказалась артхаусная драма «Корсаж», снятая Мари Кройцер. Это байопик, в основе которого биография императрицы Елизаветы Баварской, супруги императора Франца Иосифа I, вошедшей в историю под ласковым прозвищем Сисси. Это своего рода исповедь на тему, как иногда невыносимо больно быть женщиной, мечта­ющей о свободе, в «корсете» ограничений. Актриса Вики Крипс, знакомая отечественным киноманам по картине «Призрачная нить» Пола Тома Андерсона, была удостоена каннского приза за лучшую женскую роль, стоит отметить, по праву.

 

Позитивные сдвиги

Оценить киногод на уровне цифр и фактов мы попросили Марию Лемешеву, основателя и главного редактора журнала «КиноРепортер».

– Было бы глупо отрицать, что год был очень тяжелым, в особенности для кинопрокатной отрасли, – сказала она. – Голливудские картины обеспечивали львиную долю выручки, и хотя в последние годы соотношение их сборов и кассы российских картин снизилось до 3 к 1, уход мейджоров стал сокрушительным ударом по кинотеатрам. Многие из них оказались в тяжелой финансовой ситуации, около 6% закрылись, остальные вынуждены сокращать расходы, сдавая свои площади и урезая штат.

По словам эксперта, если посмотреть на общую кассу фильмов отечественных студий, то за последние три года она практически не менялась – чуть более 10 млрд рублей в год. Казалось бы, стабильность, все прекрасно. Однако количество российских релизов увеличилось почти на 50%, а значит, сократился средний бокс-офис. Это прямое следствие падения зрительского интереса к походам в кино как таковым. Сегодняшние сборы хитов явно ниже, чем они могли бы быть, выйди они годом ранее. В 2021 году Топ-10 самых кассовых премьер собрал 17,6 млрд рублей. В 2022‑м – 5,7 млрд рублей. И все же есть надежда, что это временная ситуация.

О позитиве: как отмечает Мария Николаевна, отечественных картин выходит даже больше. С 1 января по 1 декабря 2021 года на экраны вышло 153 российских фильма, а за тот же период в 2022‑м – 233. Индустрия не стоит на месте. Причем наши прокатчики продолжают активную работу и на зарубежных кинорынках, в конце концов, санкции затрагивают далеко не весь мир.

– Кстати, каждую неделю в кинотеатрах, как и раньше, выходит 15-20 картин, среди которых всегда есть новинки из США, Франции, Италии и других недружественных стран. И это вовсе не «параллельный импорт» – совершенно официальный лицензионный прокат, – подчеркнула Лемешева. – Важно понимать: мы не в изоляции и никогда в ней не будем. Если завтра вдруг случится так, что фильмы из США и Западной Европы исчезнут с наших экранов полностью, останутся прекрасные картины из десятков других стран.

Что касается перспектив на ближайшее будущее, то важно учитывать: несмотря на падение сборов, у российского кино есть свой зритель, и он никуда не делся, отмечает главный редактор «КиноРепортера». В конце концов многие картины добирают свое на онлайн-платформах. При этом Голливуд освободил место под отечественные релизы, которые в других обстоятельствах могли вообще не выйти на большие экраны. И нередко это касается авторских драм молодых кинематографистов, для которых это шанс заявить о себе. Возможно, те, кто стартует сегодня в кино, станут звездами завтра.

Хорошие новости: большим позитивным сдвигом, безусловно, стала президентская инициатива по поддержке детского кинематографа. Уже в 2023 году на проекты для детей будет выделено почти 4 млрд рублей.

Стоит, конечно, всегда помнить, что наряду с суровой холодной статистикой есть солнечные частные случаи, исключения. Вот для Рауфа Кубаева 2022‑й выдался в творческой части хорошим. Снято два полнометражных фильма – «Аманат» и «Храм». Премьера первой картины, основанной на реальных исторических событиях, состоялась в мае этого года. Вторая была впервые представлена публике в ноябре, на 2023 год намечен прокат. А еще в копилке этого года у Рауфа Джалиловича сериал «Алла-такси», который будет показан одним из федеральных каналов.

В будущее режиссер не заглядывает, воздерживается даже от краткосрочных прогнозов. В ответ на вопросы о киноперспективах 2023‑го шутит: «Даже если и знал бы, не сказал, чтобы не иметь информированных конкурентов. Шутка».

Мастера шутят – хорошая примета. Мастера будут творить, кино – жить и радовать нас. Как бы всем ни было трудно.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте