Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Наше главное правило: каждый ребенок личность уникальная

УГ - Москва, №38 от 18 сентября 2012. Читать номер
Автор:

​Сегодня в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования и государственной программы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») для достижения современного качества образования обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога становится забота о социализации, психологической безопасности и здоровье детей.

Уделяя внимание физическому здоровью, физической безопасности, нужно помнить, что столь же важно заботиться и о психическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Ирида» был открыт в сентябре 2005 года в районе Северный Северо-Восточного округа для оказания психолого-педагогической, медико-социальной и правовой поддержки ребенка и его семьи; коррекции и реабилитации детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; коррекции отклонений в воспитании, обучении, социальной адаптации и развитии детей, в том числе детей-инвалидов.Район Северный находится на окраине Москвы за Московской кольцевой автомобильной дорогой. Исторически сложилось так, что поселок развивался как закрытый микросоциум со своими особенностями. Территориально район несколько отдален от городской суеты, быстрых темпов жизни, присущих большому мегаполису. За последние годы район активно застраивался, сейчас в районе проживают большое количество семей из социально незащищенных слоев населения: более 200 семей, воспитывающих детей-инвалидов с тяжелыми патологиями; около 180 многодетных семей (от 5 до 12 детей, среди которых есть дети-инвалиды); свыше 200 выпускников детских домов, которые уже воспитывают собственных детей, высок процент также неполных и неблагополучных семей, которые воспитывают детей с трудностями поведения и обучения.При поддержке Управы района Северный в домах-новостройках Центру «Ирида» были переданы дополнительные площади (более 1000 кв. м в двух разных микрорайонах, что позволило решить задачи градостроительной перспективы города в рамках государственной программы Москвы на 2012-2016 годы «Столичное образование»:- формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры в районах новой застройки;- обеспечения комплексной доступности образовательных услуг.Жители имеют возможность получать услуги квалифицированных специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, педагогов дополнительного образования в радиусе пешеходной и удобной транспортной доступности. В перспективе развития инфраструктуры ожидается строительство нового здания, что позволит более эффективно решать растущий запрос населения в тех программах, которые мы сегодня реализуем.В соответствии с одной из основных задач государственной программы по развитию системы образования Москвы на 2012-2016 годы, создавая условия для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, для оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи учреждение оказывает широкий спектр образовательных услуг с учетом социокультурной среды, сложившейся в районе. Наша помощь адресована детям, начиная от раннего возраста до 18 лет, и их семьям.Психологи помогают детям преодолевать трудности школьной и социальной адаптации, межличностных взаимоотношений, трудности эмоционально-волевой и познавательной сферы, а также детям с ограниченными возможностями здоровья. Психологи в увлекательных играх развивают кругозор малышей, внимание, память, воображение. Дети приобретают самостоятельность и усидчивость, а коллективные игры с родителями развивают навыки общения и сотрудничества. Все это послужит основой для успешного обучения в школе. В психологической поддержке нуждаются также младшие школьники, у которых проявляются трудности обучения, поведения или эмоциональные проблемы – страхи, повышенная тревожность, застенчивость, излишняя агрессивность, импульсивность. Психологи, ведущие индивидуальные или групповые занятия с подростками, помогают им лучше разобраться в своем внутреннем мире, распознавать причину эмоциональных состояний и управлять ими, реализуют программы по психологической готовности к сдаче ЕГЭ.Дети с такими ограниченными возможностями здоровья, как ДЦП, синдром Дауна, умственная отсталость, сложные сочетанные дефекты, нарушения аутистического спектра, обеспечиваются индивидуальной разносторонней и комплексной помощью. Для них организована особая игровая среда со специальным современным оборудованием. Помимо индивидуальной работы дети с ОВЗ интегрированы в малые инклюзивные группы. Семью ребенка тоже вовлекают в работу: это совместная деятельность на занятиях по рисованию, музыке, лепке, лего-конструированию, на занятиях по лечебной физкультуре. Сам взрослый обучается техникам и средствам коррекции для дальнейшей домашней работы, новым способам взаимодействия с детьми. Помимо этого родители детей-инвалидов получают консультативную помощь психолога и психотерапевта, что помогает в адаптации семьи к инвалидности ребенка и в преодолении собственных психологических проблем.Одним из препятствий для школьной и в целом социальной успешности ребенка становится функциональная незрелость современных детей дошкольного и младшего школьного возраста или минимальная мозговая дисфункция – этиологическое основание синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ведущее значение здесь приобретают нарушения механизмов саморегуляции и аффективно-личностного реагирования, которые в свою очередь предрасполагают к формированию стойких расстройств поведения, в том числе асоциального характера. Детям с такими нарушениями присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, неуверенность в себе и ???проблемы в коммуникациях??. Реальность сегодняшнего дня – рост количества детей с дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью.Коллектив ЦППРиК «Ирида» с сентября 2009 года стал участником городской экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение детей с дефицитом внимания и гиперактивности (СДВГ)». Эта программа осуществляется в трех направлениях: помощь детям, родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка, а также учителям и воспитателям.На позитивную динамику в развитии пяти метастратегий саморегуляции деятельности у детей (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль, самокоррекция) помимо основной коррекционной работы с ними влияют изменения, происходящие у родителей. По их отзывам, внимание к эмоциональному миру ребенка, изучение «механизмов» проблемного поведения детей, осознание важности своих последовательных реакций на разные его проявления, способствуют обогащению родителей эффективными методами созидающего взаимодействия с детьми и толерантности родителей по отношению к ребенку. Также работа психолога с родителями бывает направлена на отработку чувства вины перед ребенком, чувства стыда перед окружающими за трудно контролируемое поведение ребенка.Придерживаясь в целом методологии, специалисты ЦППРиК «Ирида» творчески подходили к реализации программ психолого-педагогического сопровождения. Одним из нововведений стал внедряемый нами подход к работе с учителями начальных классов. Психологи проводят семинары-практикумы, в содержании которых рассматривают теоретические основы развития универсальных учебных действий (УУД) в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС): понятие, виды и основные функции УУД, значение и содержание универсальных учебных действий в системе начального образования. Практическая часть семинара включает в себя работу над определением связи универсального учебного действия с учебной дисциплиной, рассмотрение актуальных вопросов формирования УУД в педагогической практике, анализ этапов урока и конкретного содержания заданий, упражнений, текстов учебника с точки зрения их потенциала для развития тех или иных универсальных учебных действий.В центре «Ирида» также идет коррекционная работа логопедов-дефектологов, которая сегодня очень востребована. Большое количество детей нуждаются в коррекции психоречевого развития, в формировании устной и письменной речи, правильного звукопроизношения, обогащения словаря. Специалисты владеют современными технологиями исправления недостатков произношения, чтения и письма, нарушения темпа речи, заикания, активно используют в своей деятельности методы кинезиотерапии, логоритмики, а также современные компьютерные технологии.Развитием и коррекцией познавательной активности и интеллектуальных способностей детей занимаются также и педагоги дополнительного образования. Изобразительное искусство, музыкальные занятия помогают детям раскрыть свой творческий потенциал. С помощью красок, пластилина, пластика дети выражают свои эмоции и внутреннее состояние души, формируются социально-личностные качества, произвольные двигательные навыки. Педагоги используют методы, которые развивают у детей все виды памяти, внимание, координацию речи и движения с музыкой, воспитывают правильные навыки дыхания, голосоведения.Одной из форм работы с дошкольниками стали группы комплексного развития «Детвора». Основная идея создания этих групп – включить в образовательный процесс детей, не посещающих ДОУ. Дошкольники имеют возможность получить разностороннее развитие: здесь реализуют программы по развитию интеллектуальной сферы, коммуникативных навыков, бисероплетению, изодеятельности и росписи по ткани, бумагопластике, программы по физическому и музыкальному воспитанию. Учителя-логопеды проводят профилактические и развивающие занятия для подготовки детей к обучению в школе.Реализуя множество программ коррекционно-развивающей помощи детям, мы придерживаемся главного правила – отношения к ребенку как к уникальной личности, со своими интересами, знаниями и навыками, индивидуальными темпами развития и познания окружающего мира. Мы хотим видеть наших воспитанников успешными, счастливыми, здоровыми. Только теплота, внимание и любовь родителей в сочетании с неравнодушием и высоким профессионализмом специалистов поможет детям поверить в собственные силы, вырасти уверенными в себе и добиться успехов.Марина МАЛХАСЯН, директор ЦППРиК «Ирида»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту