search
main
0

Наше архангельское “всё”

Торжественное празднование 300-летнего юбилея Михаила Васильевича Ломоносова началось. В Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства под высокие речи депутатов, губернаторов, министров и священнослужителей, под завораживающее пение знаменитого Северного русского народного хора открылась выставка «Архангельский обоз», уже названная специалистами одним из главных событий культурного года.

До 31 марта гости музея смогут не только символически повторить пеший путь 19-летнего Ломоносова, но и своими глазами увидеть около двухсот уникальных экспонатов, многие из которых в другое время хранятся в запасниках и не выставляются.

Семь залов музея – семь остановок, которые сделал Ломоносов на Архангельской земле на пути из Холмогор в Москву. Путешествие начинается на Курострове, в родном доме будущего ученого. Старинная посуда, мебель, ткани и костюмы – таким, скорее всего, Михайле и запомнился родительский дом. Венец всему – маломерная икона Николая Чудотворца XVI века, без которой в ту пору ни один помор не выходил в море. Холмогоры – в здешней канцелярии Ломоносов выправил себе паспорт – старинный административный и духовный центр Придвинья. Его слава – художники-косторезы, творящие из «рыбьего зуба», так тут называют моржовые клылки, всевозможные рукотворные чудеса: украшения, шкатулки, даже картины.

В Свято-Троицком Антониево-Сийском мужском монастыре – на выставке его символизируют старинные польские и латинские книги XVII века, иконы северной школы и звуки духовного пения –  Ломоносов встретил своего родного дядю, Ивана Дорофеевича, служившего там писцом. Попытался занять у него денег. Дядя денег не дал, но подарил племяннику-беглецу теплый зипун, чтоб не замерз в пути. Уже на следующей остановке, в Емецке, Михайло продал дядин подарок и, наконец-то, как следует пообедал. В память о том самом спасительном зипуне в зале «Емецк» выставлен его «родственник» – роскошный армяк с вышитым поясом из собрания Каргопольского музея.

В Вельск рыбный обоз, а с ним и Ломоносов, попали в самый канун Рождества, когда на главной площади шумела знаменитая ярмарка. Там продавали и выменивали плетеные туеса, расписную посуду, вышитые полотенца и, конечно же, знаменитых козуль – фигурки «священных» для северян животных, вылепленных из хлеба и символизирующих богатство и плодородие. Прошел Михайло и через Шенкурск, центр торговли смолой и скипидаром, и через старинное село Усть-Вага, где степенные женщины в по-северному строгих костюмах сидят за расписными прялками.

… Чтобы понять феномен  Ломоносова  – мало читать его научные труды. Лучше хоть раз своими глазами увидеть то, среди чего он рос и жил, что сделало его  «пылким, предерзким, жадным до всяческого знания» и, главное, до конца свободным.

Фото с сайта www.

dvinaland

ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте